Поиск

Мудрец Патанджали называет пять ям (ограничений) и пять ниям (правил).

Ямы: ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), апариграха (невладение), брахмачарья (воздержание).

Ниямы: шауча (чистота), сантоша (удовлетворение), тапа (аскеза), свадхьяя (самоизучение), ишвара пранидхана (преданность Богу). Таковы основные ямы и ниямы.

 Однако есть и другие второстепенные ямы и ниямы, которые упоминаются в других текстах. Мудрецы Индии поместили ямы и ниямы в основании практики восьмиступенчатой йоги.

Ямы и ниямы не только являются моральными или этическими принципами, но также обязательными качествами, которые ведут к хорошим поступкам и духовному росту. Они склоняют практика к ментальному равновесию и спокойствию. Их также можно назвать инструментами, позволяющими практику контролировать все эмоции и страсти, которые в противном случае обычно являются причиной беспокойств ума. Они – практические наставления, раскрывающие важные достижения перед теми учениками, которые со всем усердием придерживаются их. Нарушение любых из них приводит  к потере ментального равновесия, возбуждая эмоции и страсти в практикующем. Однако следует быть осторожным в том, чтобы не превратить эти принципы в формальности обыденной жизни, и не забывать, что они являются духовными добродетелями с невероятно глубокой мистической значимостью.

 Практика ям и ниям.

Ямы практикуются как обеты в любое время и в любом месте. Ниямы соблюдаются как ежедневные практики. Если ученик оступается в соблюдении ям или ниям, его духовное развитие затрудняется. Они должны приниматься в практику с самого начала занятий и на протяжении всей последующей вовлеченности в йогу, до тех пор, пока человек не станет совершенным йогом. Более того, их следует практиковать во всех жизненных ситуациях, не только в поступках, но и в мыслях, и в речи. Основательная практика ям и ниям закладывает надежную и сохранную основу для последующего духовного развития

 Возможности ям и ниям.

Ямы как ограничения и ниямы как предписанные правила нельзя разделить на четкие категории. Они необходимы друг для друга, очень тесно взаимосвязаны и являются взаимозависимыми качествами или добродетелями. Поэтому их необходимо практиковать одновременно, а не по отдельности.

Следует помнить, что в основе их единства находится человеческая природа, и прилагать усилия к тому, чтобы развивать их как единое целое, а не по отдельности. Невозможно достигать великих целей в человеческой жизни без должного поведения и самодисциплины. Это особенно относится к достижению духовных целей.

По этой причине практику следует честно придерживаться их настолько, насколько позволяют его возможности. Ему следует как должно следовать ямам и ниямам при любых обстоятельствах и всегда оставаться бдительным, заботясь о том, чтобы не нарушать эти духовные принципы. Это позволит ему воспользоваться качествами и добродетелями, которыми наделила его природа Моральное поведение и духовные склонности имеют большое значение в жизни практика. Поэтому для него следование ямам и ниямам является важным предварительным условием.

 

 

Ямы и ниямы одаряют сверхсилами.

 Ямы и Ниямы не являются видом подготовительной работы, направленной на физическое или ментальное очищение или философское отношение к жизни. Они  предназначены для создания высшего вида человека, свободного от всех эмоций, страстей и ограничений. Йог, который должным образом утверждается в практике, одаряется физическими и мистическими совершенствами.

В соответствии с Патанджали, овладение каждой из ям и ниям определенно приводит к совершенствам, таким как: ясновидение, яснослышание, знание прошлого, настоящего и будущего, сила слова, способность переносить экстремальные формы жары, холода, жажды и голода. Патанджали дал виды измерения необходимого уровня ям и ниям. Совершенство каждой из них одаряет конкретными результатами, которые указывают на достижение их кульминации.

Свами Раджарши Муни.

Поделиться: