«Свара йога – путь к пониманию вашего прошлого, наилучшего устройства жизни в настоящем и проникновение в ваше будущее. Это можно осуществить при помощи определенного дыхания свара йоги». Парамахамса Сатьянани
Свара йога – древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела.
Современные ученые уже заинтересовались древнейшей научной информацией, которую сохранила до наших дней традиция свара йоги. Исследуя электромагнитные поля и энергетическую природу человеческого тела, ученые обнаружили удивительные совпадения между откровениями древних текстов и своими открытиями в области биоэнергетики и психотроники. В последнее время наблюдается повышенный интерес к свара йоге во всем мире, так как она стремительно расширяет сознание, приумножая пранические и интеллектуальные силы. Эта система опирается на научную основу, оперирует логикой, учитывает всесторонние взаимосвязи физического бытия и управляет психофизическими силами.
Свара йога – древнейшая ,которая наука разъясняет, как можно управлять праной, если научиться разумно манипулировать дыханием.
Хотя свара йога практикуется в Индии с давних пор, о ней все еще мало знают как на Западе, так и на Востоке. Это, возможно, объясняется тем, что ее всегда рассматривали как таинственную эзотерическую науку, которая может нанести человеку вред, если он будет неправильно ее культивировать. Поэтому эта древняя традиция сохранялась в строжайшем секрете опытными йогинами, которые донесли до наших дней все ее практики. Свара йогу оберегали даже больше, чем большинство тантрических традиций. Инициация (посвящение) давалась непосредственно только из уст учителя в ухо ученика. По этой причине о теории и практике этой тайной науки было написано очень мало – мы порой находим лишь скупые сноски и примечания даже в йогических и тантрических текстах и, соответственно, в английских переводах.
Свара этимологически означает звук собственного дыхания, а йога – единство. Поэтому свара йога обеспечивает состояние единства, которое достигается посредством дыхания. Практикуя свара йогу, можно понять дыхание, как промежуточное звено в общей цепи жизненных космических сил.
Существует три болезни, которые часто поражают антахкарану, препятствуя нашему духовному развитию. Это:
Это можно проиллюстрировать с помощью такой аллегории: монета лежит на дне миски с водой. Если вода в ней грязная (мала), взболтанная (викшепа), а сверху миска еще и накрыта тканью (аварана), то мы не сможем увидеть монету. Любые шаги, предпринятые по отдельности, также не приведут к успеху. Если мы уберем лишь ткань, нашему взору помешают колебания воды. И даже если волнение уляжется, мы все равно не сможем рассмотреть монету в грязной и мутной воде. Что же делать? Необходимо устранить все три помехи. Сначала нужно снять ткань, затем процедить и очистить воду и, наконец, успокоить волнение. После этого можно увидеть монету и достать ее из миски.
Мала — это наши нечистые мысли. Они омрачают и затемняют наш ум. Ошибочно думать, что никто не может прочесть наши мысли. Мы сами совершенно точно знаем, о чем именно мы думаем. Право на «свободу мысли» дано нам при рождении, но не следует забывать, что каждая мысль и каждый поступок возвращаются к нам в виде кармы.
Слово Карма производится от санскритского слова Кри - делать: всякое действие есть Карма. Технически это слово также значит - результаты действий. В связи с метафизическими соображениями оно означает иногда результаты, причинами которых были наши прежние действия. Но в Карма-Йоге мы имеем дело со словом Карма в смысле работы.
Цель человечества есть знание, т.е. это единственный идеал, поставленный перед нами восточной философией. Не наслаждение, а знание есть цель человека. Наслаждение и счастье быстро кончаются. Ошибка предполагать, что наслаждение есть цель. Причина всех несчастий в мире заключается в том, что люди по своему неразумию считают наслаждение идеалом, к которому следует стремиться. Но через некоторое время человек находит, что то, к чему он идет, - это не счастье, а знание и что как удовольствие, так и страдание - одинаково великие учителя. Человек понимает, что он столько же учится от зла, как и от добра. Наслаждение и страдание, проходя перед его душой, оставляют на ней различные картины, и результатом этих соединенных впечатлений является то, что называется "характером" человека.
Если мы рассмотрим характер человека, мы увидим, что он в действительности является лишь соединением наклонностей, итогом направления его ума и что горе и радость являются равноценными факторами в образовании характера. Зло и добро в разной мере формируют характер, и во многих случаях горе лучший учитель, чем счастье. Изучая великие характеры, являвшиеся в мире, мы отметим, что в огромном большинстве случаев горе учило больше радости, бедность учила лучше, чем богатство, и удары лучше возбуждали внутренний огонь, чем похвалы.
Теперь мы поговорим о неизменных психических функциях-антахкаранах, без которых невозможно следовать по пути духовного развития. Их также называют «внутренними чувствами» — антара-индриями. Они управляют всеми психическими и мыслительными процессами; с их помощью мы можем чувствовать, думать, понимать и распознавать.
Выделяют четыре антахкараны:
Манас (ум) — это сфера желаний, чувств и мыслей. Он связующее звено между подсознанием и сознанием. В своих «кладовых памяти» он хранит все впечатления и ощущения внешнего мира и при необходимости снова извлекает их на свет.
Ум не оценивает и не выбирает, а, подобно видеокамере или магнитофону, без разбора фиксирует все наши впечатления.
Буддхи (интеллект) производит оценку, сортирует и решает, что войдет в сферу нашего сознания, а что опять отправится в подсознание. На основе импульса-команды, которую посылает интеллект-буддхи, ум-манас выполняет соответствующее действие.
Ум постоянно активен — когда мы бодрствуем и когда спим. Мы не можем остановить свой ум, но можем им управлять. Если сознательным позитивным мышлением и повторением мантр мы очистим свой ум, тем самым искоренив его низкие наклонности, сквозь него сможет проникнуть свет божественного «Я».
В своей жизни мы порой страдаем от неблагоприятных обстоятельств, несчастных случаев и болезней, которые неожиданно обрушиваются на нас без всякой видимой причины. На самом деле это влияние космических сил, которые лишают нас равновесия физически, психически и духовно.
Как бы мы сами к этому ни относились, такие происшествия отнюдь не случайны: через них проявляется действие универсального закона кармы. (Как, впрочем, и через все другие события нашей жизни.) Причина всегда кроется в нашем собственном образе мыслей, наших действиях, словах и мыслях — в этой жизни или в предыдущих. Даже если у нас нет дурных намерений, к сожалению, слишком часто в наших действиях сказывается недостаток знаний и осознанности. Яд действует, даже если его мы выпили, не подозревая о пагубных последствиях. Точно так же мы рано или поздно ощутим на себе болезненное воздействие космического закона, который был неосознанно нами нарушен.
Три силы судьбы влияют на нас с самого рождения.
Это тритапас:
Адхибхаутика — это разнообразные разрушительные воздействия внешнего мира, которые исходят от природы или живых существ. К ним относятся наши страдания от жары, холода, шума, таких явлений природы, как наводнения, ураганы и землетрясения, а также от нападения диких зверей, злоумышленников и т. п.
Адхидайвика — это беспокойство, которое доставляют астральные силы и существа. К примеру, они могут быть причиной непредвиденных несчастных случаев, психических расстройств, страхов и депрессии.
Адхьятмика — это воздействия, которые идут с энергетического плана вибраций таттв (первоэлементов). Наряду со многим другим, они могут активизировать физические заболевания или нарушения психики.
У нас есть возможность уменьшить воздействие адхибхаутики, приняв меры предосторожности, укрепив стены, поставив замки и запоры и т. п. Но эти средства бессильны противостоять силам адхидайвики и адхьятмики. От них можно защититься только с помощью молитв, мантр и шатсампатти — шести сокровищ.
Человек — это не только видимая физическая форма; у нас есть еще четыре «тонких тела». Тела человека в Индии принято называть также «оболочками» (санскр. коша). Согласно учению йоги, всего у каждого человека пять кош:
аннамайя-коша — тело питания ( физическое тело)
пранамайя-коша — энергетическое тело
маномайя-коша — ментальное тело
вигьянамайя-коша — тело интеллекта
анандамайя-коша — тело блаженства
В кошах хранятся все наши кармы (действия) и самскары (воспоминания и переживания). Они отгораживают индивидуальную душу от Вселенского «Я». Таким образом, освобождение — мокша — означает избавление атмы от ограничений кош. Чтобы ощутить свое единство с чем-либо, необходимо развить в себе качества, присущие тому, с чем мы хотим соединиться. Пока мы не избавимся от кош, пока мы сохраняем зависимость от нашего эго и продолжаем отождествлять себя со своим маленьким «я», мы не можем соединиться с Бесконечным.
Однако, с другой стороны, без этих пяти кош нельзя существовать на земном плане. Без них мы просто не сможем здесь жить! Преодоление и избавление от кош — это в первую очередь всесторонний процесс очищения и развития сознания. Когда не останется больше никаких темных пятен, никаких «теней», тогда в самом конце нашей жизни растворится и астральное тело и искра души сольется с вечным, божественным светом.
Сознание- это энергия Духа, которая нужна ему для восприятия окружающего мира и самого себя. Дело в том,что у воплощенного в теле духа и у невоплощенного ( покинувшего тело) эта энергия присутствует, но она проявляется по-разному..
Не зря русское слово "сознание" содержит в себе часть слова "знание", т.е. сознание- это по сути процесс соединения с информацией ( знанием).
Сознание- это энергия разума и, получив информацию, она поступает в ту часть разума,которую мы называем "оперативной или кратковременной памятью". Именно там происходит сравнение полученной информации с той информацией, которая уже есть в нашей памяти. Это сравнение( так называемую "обработку информации") производит наш разум с помощью мышления! И этот процесс происходит в потоке нашего сознания, потому,что мы можем его воспринять и контролировать!
Сознание присутствует во всем сущем; это фундаментальная сила Вселенной, которая вибрирует в каждом атоме. Развитие сознания начинается с уровня камня и продолжается в металлах, кристаллах и растениях. Растения уже обладают способностью чувствовать, но они не могут выражать свои чувства или сообщать о них другим. На следующем уровне развития находятся такие формы жизни, как морские полипы, которые выглядят как растения, но в действительности относятся к царству животных. Затем следуют рыбы, птицы, млекопитающие и, наконец, люди как самые высокоразвитые существа на Земле.
У некоторых животных, стоящих на более высокой ступени эволюции, уже развита некоторая способность различения («Различение», или «распознание» санскр. вивека, — важное понятие индийской философии: способность отличать незримый дух от зримого мира, реальность от иллюзии. Иногда как синоним используется слово «мудрость»), но люди — единственные живые существа на Земле, которые способны к сознательному восприятию отличий и - свободны в выборе своих действий. Только мы, люди, способны сознательно планировать и изменять нашу жизнь.
Поскольку мы осознаем свое «я» и совершаем действия по собственной воле, то мы и несем ответственность за наше поведение. Вот почему на нас, людей, действует космический закон кармы ( судьбы). Кармический закон гласит, что любое наше действие рано или поздно вернется к нам же самим.
Поэтому следует придерживаться самого главного правила поведения:
Не вреди никому своими мыслями, словами или делами.
Мы порождаем карму четырьмя способами
- своими мыслями;
- своими словами;
- действиями, которые мы совершаем сами;
- действиями, к которым мы вынуждаем других людей.