Существует три болезни, которые часто поражают антахкарану, препятствуя нашему духовному развитию. Это:
Это можно проиллюстрировать с помощью такой аллегории: монета лежит на дне миски с водой. Если вода в ней грязная (мала), взболтанная (викшепа), а сверху миска еще и накрыта тканью (аварана), то мы не сможем увидеть монету. Любые шаги, предпринятые по отдельности, также не приведут к успеху. Если мы уберем лишь ткань, нашему взору помешают колебания воды. И даже если волнение уляжется, мы все равно не сможем рассмотреть монету в грязной и мутной воде. Что же делать? Необходимо устранить все три помехи. Сначала нужно снять ткань, затем процедить и очистить воду и, наконец, успокоить волнение. После этого можно увидеть монету и достать ее из миски.
Мала — это наши нечистые мысли. Они омрачают и затемняют наш ум. Ошибочно думать, что никто не может прочесть наши мысли. Мы сами совершенно точно знаем, о чем именно мы думаем. Право на «свободу мысли» дано нам при рождении, но не следует забывать, что каждая мысль и каждый поступок возвращаются к нам в виде кармы.
Бинду — точка
Как и в большинстве мифов, в предании об «источнике вечной молодости» есть доля правды. Именно источник молодости, жизненной силы и здоровья находится в бинду-чакре — одном из самых загадочных и удивительных энергетических центров человеческого тела.
Бинду-чакра расположена под макушечным вихрем волос, который имеется у большинства людей. Анатомически это место находится там, где стыкуются затылочная и теменная кости черепа. Направление завихрения волос четко указывает на направление входящего через это место потока космической энергии. У некоторых людей есть два макушечных вихря: это указывает на существование двух энергетических центров. Такие люди часто обладают исключительной жизненной силой и творческими способностями, но, с другой стороны, могут также быть склонны к гиперактивности и крайней нервозности.
Теперь мы поговорим о неизменных психических функциях-антахкаранах, без которых невозможно следовать по пути духовного развития. Их также называют «внутренними чувствами» — антара-индриями. Они управляют всеми психическими и мыслительными процессами; с их помощью мы можем чувствовать, думать, понимать и распознавать.
Выделяют четыре антахкараны:
Манас (ум) — это сфера желаний, чувств и мыслей. Он связующее звено между подсознанием и сознанием. В своих «кладовых памяти» он хранит все впечатления и ощущения внешнего мира и при необходимости снова извлекает их на свет.
Ум не оценивает и не выбирает, а, подобно видеокамере или магнитофону, без разбора фиксирует все наши впечатления.
Буддхи (интеллект) производит оценку, сортирует и решает, что войдет в сферу нашего сознания, а что опять отправится в подсознание. На основе импульса-команды, которую посылает интеллект-буддхи, ум-манас выполняет соответствующее действие.
Ум постоянно активен — когда мы бодрствуем и когда спим. Мы не можем остановить свой ум, но можем им управлять. Если сознательным позитивным мышлением и повторением мантр мы очистим свой ум, тем самым искоренив его низкие наклонности, сквозь него сможет проникнуть свет божественного «Я».
Местоположение – в районе горла
Цвет- голубой(синий)
Таттва- Акаша- пространство (эфир)
Мантра – ХАМ
Лотос- 16 лепестков- 16 гласных в санскрите
Божество- БРАХМА- Создатель,сознание
Символ –Луна- ум,чувства
Качества и аспекты- Детоксикация,очищение,проявление слов. Положительные: обретение ясности, умение преодолевать тредности и запреты, лингвистические способности и вокальные данные. Отрицательные: комплексы, страхи, нервность.
Планета- Юпитер.
Камень- горный хрусталь.
Металл- ртуть
Отвечает за: щитовидную железу, шею, плечи.
Заболевания( при блокировке): заболевание голосовых связок и горла, ангины, заболевания щитовидной железы, шейно-грудной остеохондроз.
Это центр физического и духовного очищения. В одном из древних сказаний хорошо показана великая очищающая сила вишуддхи-чакры.
Человек — это не только видимая физическая форма; у нас есть еще четыре «тонких тела». Тела человека в Индии принято называть также «оболочками» (санскр. коша). Согласно учению йоги, всего у каждого человека пять кош:
аннамайя-коша — тело питания ( физическое тело)
пранамайя-коша — энергетическое тело
маномайя-коша — ментальное тело
вигьянамайя-коша — тело интеллекта
анандамайя-коша — тело блаженства
В кошах хранятся все наши кармы (действия) и самскары (воспоминания и переживания). Они отгораживают индивидуальную душу от Вселенского «Я». Таким образом, освобождение — мокша — означает избавление атмы от ограничений кош. Чтобы ощутить свое единство с чем-либо, необходимо развить в себе качества, присущие тому, с чем мы хотим соединиться. Пока мы не избавимся от кош, пока мы сохраняем зависимость от нашего эго и продолжаем отождествлять себя со своим маленьким «я», мы не можем соединиться с Бесконечным.
Однако, с другой стороны, без этих пяти кош нельзя существовать на земном плане. Без них мы просто не сможем здесь жить! Преодоление и избавление от кош — это в первую очередь всесторонний процесс очищения и развития сознания. Когда не останется больше никаких темных пятен, никаких «теней», тогда в самом конце нашей жизни растворится и астральное тело и искра души сольется с вечным, божественным светом.
Медитативная практика для преодоления негативных качеств.
Визуализируйте себя сидящим у костра. Вы сидите перед костром и наблюдаете за собой как посторонний зритель. А теперь бросьте в костер, представив их в виде небольших кусочков дерева, все те негативные качества, мысли, комплексы и чувства, которые подавляют, мешают или ранят вас. Глазами «наблюдателя» увидьте себя выполняющим это действие. Наблюдайте за тем, как куски дерева постепенно сгорают до тла. У вас внутри появляется чувство удовлетворения, облегчения и освобождения.
Сознание присутствует во всем сущем; это фундаментальная сила Вселенной, которая вибрирует в каждом атоме. Развитие сознания начинается с уровня камня и продолжается в металлах, кристаллах и растениях. Растения уже обладают способностью чувствовать, но они не могут выражать свои чувства или сообщать о них другим. На следующем уровне развития находятся такие формы жизни, как морские полипы, которые выглядят как растения, но в действительности относятся к царству животных. Затем следуют рыбы, птицы, млекопитающие и, наконец, люди как самые высокоразвитые существа на Земле.
У некоторых животных, стоящих на более высокой ступени эволюции, уже развита некоторая способность различения («Различение», или «распознание» санскр. вивека, — важное понятие индийской философии: способность отличать незримый дух от зримого мира, реальность от иллюзии. Иногда как синоним используется слово «мудрость»), но люди — единственные живые существа на Земле, которые способны к сознательному восприятию отличий и - свободны в выборе своих действий. Только мы, люди, способны сознательно планировать и изменять нашу жизнь.
Поскольку мы осознаем свое «я» и совершаем действия по собственной воле, то мы и несем ответственность за наше поведение. Вот почему на нас, людей, действует космический закон кармы ( судьбы). Кармический закон гласит, что любое наше действие рано или поздно вернется к нам же самим.
Поэтому следует придерживаться самого главного правила поведения:
Не вреди никому своими мыслями, словами или делами.
Мы порождаем карму четырьмя способами
- своими мыслями;
- своими словами;
- действиями, которые мы совершаем сами;
- действиями, к которым мы вынуждаем других людей.
Медитативная практика для преодоления негативных качеств.
Визуализируйте себя сидящим у костра. Вы сидите перед костром и наблюдаете за собой как посторонний зритель. А теперь бросьте в костер, представив их в виде небольших кусочков дерева, все те негативные качества, мысли, комплексы и чувства, которые подавляют, мешают или ранят вас. Глазами «наблюдателя» увидьте себя выполняющим это действие. Наблюдайте за тем, как куски дерева постепенно сгорают до тла. У вас внутри появляется чувство удовлетворения, облегчения и освобождения.