Карл Маркс писал, что «бытие определяет сознание». Веды смотрят на мир не настолько фаталистично, более правильно будет сказать «бытие влияет на сознание». И знание о том, как материя влияет на нас, описывается в 14 главе Бхагавад –гиты, которая называется «Гуны материальной природы» и начинается со слов Кришны: Я возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое все великие мудрецы достигали высшей ступени совершенства».
Гуны – это энергии (качества) материальной природы. Согласно ведическим представлениям, гуны- это изначальные тонкие энергии, и, как любые изначальные категории, они с трудом поддаются определению. Они пронизывают собой все. Веды говорят о трех гунах как о трех цветных нитях, из которых соткано полотно мира.
Три гуны- это:
* Тамо-гуна, или гуна тьмы, невежества;
* раджо-гуна, или гуна страсти;
* саттва-гуна, или гуна благости.
Ведическая космология, говоря о сотворении вселенной, утверждает, что гуны являются основой мироздания. Из энергии гун появляются первоэлементы ( эфир, воздух, огонь, вода, земля), пять потоков жизненного воздуха ( прана,апана, вьяна, удана, самана), объекты чувств ( звук, осязание, форма, вкус, запах). А все материальные предметы, с которыми мы имеем дело, являются уже производными этих элементов и энергий.
У слова гуна есть три основных перевода- «качества, веревки, нечто второстепенное». «Качества» гун создают все многообразие материального мира. Как « веревки»- гуны связывают нас, ограничивая свободу, навязывая определенные желания. А «нечто второстепенное» означает, что душа в ее изначальном положении не зависит от гун. Давайте разберем эти моменты подробнее.
«Материальная природа состоит из трех гун- благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны обуславливают его» (Бхагавад-гита, 14.5). Наша душа входя в этот мир, становится обусловленной- т.е. ограниченной,несвободной. Находясь под влиянием гун, мы видим все как бы через светофильтры, окрашенные в определенные цвета, поэтому однуи ту же ситуацию разные люди воспринимают по- разному.
«Нигде в этом мире- ни здесь, ни на высших планетах- нет ни одного существа которое не испытывало на себе влияния трех гун, порожденных материальной природой» (Бхагавад- гита 18.40).
Гуны- это тонкий каркас мира, и все, с чем мы соприкасаемся, находится в определенных гунах- люди, еда, музыка, деятельность и так далее.
Гуна невежества.
« Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Ее влияние проявляется в виде безумия, лени, сна, которые опутывают обусловленную душу». « Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии» (Бхагавад-гита 14.8, 14.13).
«Неудержимы гнев, язвительность, слова, противоречащие священным писаниям, желание причинять другим боль, стремление жить за счет других, лицемерие, хроническая усталость, вздорность, скорбь, иллюзия, угрюмость, депрессия, чрезмерный сон, пустые мечты, страх и лень- таковы основные характеристики гуны невежества» ( Шримад- Бхагаватам 11.25.4).
Гуна страсти.
«Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она связывает воплощенное живое существо узами материальной деятельности. Когда возрастает влияние гуны страсти- человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений» (Бхагавад-гита 14.7, 14.12).
«Материальные желания, чрезмерные усилия, нахальство, неудовлетворенность даже при выигрыше, высокомерие, молитвы о материальном процветании, уверенность в собственной исключительности, потакание чувствам, склонность спорить или драться, любовь к похвалам, привычка высмеивать других, хвастовство и оправдывание своих действий собственной силой- это качества гуны страсти» (Шримад- Бхагаватам 11.25.3).
Здесь можно представить себе человека, который всеми силами стремиться пробиться на верх карьерной лестницы. Главное для него- деньги и удовольствия, которые он может купить за деньги….
Гуна благости.
«Гуна благости, будучи чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья» ( Бхагавад-гита 14.6).
« Власть над умом и чувствами, терпение, умение отличать хорошее от плохого, верность своему долгу, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и предвидение будущего, удовлетворенность в любых условиях, щедрость, отказ от чувственных удовольствий, вера в духовного учителя, стыд при неподобающем поведении, благотворительность, простота, смирение и внутренняя удовлетворенность- вот качества гуны благости» (Шримад- Бхагаватам 11.25.2).
Находясь в постоянном движении, гуны борются друг с другом за преобладание. Когда побеждает одна гуна, две другие ослабляют свое влияние. Эта борьба происходит и вокруг нас, в природе, но прежде всего ареной борьбы становится на ум.
Важное правило. Просто живя, не прилагая усилий для роста, мы можем двигаться по гунам только вниз, т.е. от благости к страсти, а от страсти к невежеству. Природа материи- невежество, природа духа- чистая благость. Поэтому не двигаясь по пути самопознания, человек неминуемо будет деградировать!
Ведические мудрецы, рисуя картину мира с помощью этих простых, на первый взгляд, понятий, дают нам мощный инструмент, используя который мы можем не просто познать себя и окружающий мир, но также по-настоящему научиться влиять на свою судьбу, практически менять свою жизнь!
О том как это сделать, читайте в следующей статье!))
( по книге А.Крупчанского «Вечные ответы»).