Поиск

 Йога как одна из школ индийской философии, впервые была изложена в «Йога-сутрах» Патанджали (ок. 200 до н. э. — ок.150 до н. э.) — индийский философ, лингвист и писатель, считается автором ряда религиозных и философских трактатов на санскрите) произведении, состоящем из 195 коротких афоризмов (сутр).

Первая книга «Йога-сутр» Патанджали посвящена объяснению формы и целей йоги, описанию самадхи;

 вторая -  средствам достижения такого сосредоточения;

третья  - описывает сверхъестественные возможности, которые могут быть достигнуты созерцанием и аскетичскими упражнениями;

четвёртая - видит высшую цель всех этих упражнений — сосредоточение мышления, глубокое созерцание.

В «Йога-сутрах» Патанджали (во второй и третьей книгах) излагается восьмиступенчатая система самосовершенствования, предполагающая последовательное прохождение практиком следующих этапов самосовершенствования:

Яма (социальные нормы) — соблюдение моральных заповедей, определяющих принципы взаимоотношения человека с миром:

  • ахимса — воздержание от нанесения вреда любому живому существу на деле или в мыслях;
  • сатья — правдивость в словах и мыслях;
  • астея — отсутствие стремления к обладанию чужим, нестяжательство;
  • апариграха — отклонение даров и других незаслуженных материальных благ, свобода от ненужных вещей, непривязанность к чему-либо;
  • брахмачарья — контроль за плотскими желаниями и сексуальной активностью. Обычно эту установку соотносят с практикой полового воздержания, однако она имеет более широкий смысл.

Брахмачарья означает контроль всех естественных потребностей, из которых половое влечение — самое сильное, но не единственное.

  Нияма (личные нормы) — соблюдение пяти основных принципов, определяющих отношение к своему собственному внутреннему миру:

  • шауча —  чистота, чистоплотность;
  • сантоша —  удовлетворённость;
  • тапасья —  самоограничение, аскетизм;
  • свадхьяя —  самоизучение, самообразование;
  • ишвара пранидхана — посвящение плодов всей деятельности высшей цели, отказ от пло- дов своей деятельности, служение.

  Асана (устойчивое положение) — статичное положение тела. Является одной из важнейших составных частей подготовки йога.

 Асана, согласно Патанджали, «это положение тела, которое удобно и приятно». В трактате Патанджали к асанам относятся только несколько медитативных поз, преимущественно падмасана, ардха падмасана и сиддхасана. Освоение уровня асан предполагало готовность к длительному нахождению в этих позах.

   

 Пранаяма (управление праной) — древняя техника йогов, обучающая человека контролю за праной (свободной космической энергией) с помощью самостоятельной регуляции дыхания.  Пратьяхара (отвод назад чувств) —практика перестаёт реагировать на объекты чувств, перенося внимание на осознавание внутренних процессов. «Эта практика касается сдерживания и усмирения идущих вовне склонностей ума с тем, чтобы осознавание могло быть направлено вовнутрь» («Йоган-сутры Патанджали. Комментарии. Лекции, прочитанные Свами Сатьянандой Сарасвати»).

 Первые пять стадий классифицируются как бахиранга (внешние) практики йоги. Они развивают тело и ум в нужном направлении и подготавливают его для заключительных стадий — антаранга (внутренних).

 Дхарана (сосредоточение) — концентрация, этот шаг предшествует медитации и касается фиксации осознания на одном объекте и исключения из сознания всех остальных объектов.

 Дхьяна (медитация) — просто продление дхараны. Ровное неколеблющееся сосредоточение в течение некоторого периода времени означает появление дхьяны. Ум становится сформированным вокруг одного образа, имеющего форму психического символа.

  Самадхи (сверхсознательность) — «Когда пять чувственных восприятий вместе с умом пребывают в покое, когда даже интеллект перестаёт функционировать, это, говорят мудрецы, есть высшее состояние» («Йога- стуры» Патанджали). В самадхи нет разделения на сознающего и объект сознания.

В Средние века на основе двух ступеней классической йоги (асана и пранаяма) в Индии возникает особый вид йогической практики, получивший название хатха-йога, в котором были разработаны целые комплексы сложнейших поз и дыхательных упражнений.

Тексты хатха- йоги («Хатха-Йога Прадипика», «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита») утверждают, что уже благодаря одной практике асан и пранаямы (при соблюдении норм первых двух ступеней) можно достичь освобождения.

Дорогие друзья,любители Йоги.Приглашаем вас на наши занятия в ретрит-центр "ЯрадОМ".Информацию о мероприятиях смотрите на нашем сайте!!!ЖДЕМ ВАС!!!

 

Поделиться: