Поиск

Всю совокупность слоев сознания человека можно разделить на высшие и низшие.Низшее сознание это: ум, чувства и их деятельность. Высшее -это чистое сознание - "буддхи" или наша воля. Воля действует как чистый безцветный луч,который ведет человека к состоянию чистого переживания опыта (ананда). Когда высшее сознание работает в низшем,тогда последнее полностью наполнено высшим, и человек живет в том же мире в совершенной легкости и блаженстве. Но,когда низшее сознание действует само по себе,не контактируя с высшим,тогда он попадает в реактивную вовлеченность. Наука о человеке учит нас,как установить правильное сообщение, а затем и союз между двумя сознаниями , и наконец к пониманию того,что все уровни состоят из того же Вечного уровня,наполненного Космическим сознанием. Тогда человек обнаруживает, что окружающая его среда тоже полна тем, чего полон и сам человек.Он называет  это Космическое Сознание настоящим смыслом " Я Есмь", то "Я", что в нем и во всем это  - Абсолютный Парабрахман. Тогда как восприятие целого мира индивидуальностью, которая не в фокусе,это -"джагат". Джагат- это то, как парабрахман видится индивидуальности во временной фазе. О том как настроить человека на его высшее сознание очень подробно пишет  известный йог и целитель  Э.Кришнамачарья в свое книге "Йога как наука о человеке".

Чтобы настроить человека на его высшее сознание,требуется специальная подготовка.Весь этот процесс был назван древними йогой.Работать с чем угодно в этом мире кроме себя,это просто.Как превзойти трудности приложения себя к самому себе- интересный процесс, описанный в восьмеричной системе йоги. Система эта очень древняя и мы обнаруживаем ту же процедуру введических времен до современности.

Долг каждого ученика йоги- сначала узнать верный порядок действий, а затем ему следовать под руководством эксперта. По этому предмету есть довольно много литературы.Среди самых знаменитых книг - "Хатха-йога прадипика","Шатчакра нирупана","Кундалини йога","Йогавасиштха"," и "Йога сутры" Патанджали.Помимо них предмет освещают Упанишады и Пураны. Последней, но не по значимости,стоит Бхагавад-гита. Затем было развито много направлений практического аспекта этой науки, и каждый из путей подходит людям на соответствующих стадиях эволюции. Хатха-йога (физический процесс),раджа-йога (изначальный царственный путь), мантра-йога (подход через изречение звука) и прочие хорошо описанные в санскритской литературе.

Царственный путь йоги - лучший из всех, т.к. он равно дает раскрытие во всех других направлениях,  и в то же время использует другие направления как средства достижения одной цели,не придавая особой важности ни одному из них. Также царский путь не допускает распространенных практик для "легкого" достижения сил. Главное на этом пути- достижение годности,прежде чем за что то браться.

Сначала человек раскрывается в добродетели и правильном поведении и только затем вознаграждается соответствующим расширением сознания! ,тот путь, как описывается в Патанджали, включает углубленное изучение физического,психологического,психического,умственного и духовного слоев раскрытия человека. Он состоит из восьми шагов и предполагает некоторые предварительные знания фундаментальных вещей,которые можно найти в Пуранах и Упанишадах. 

Эти 8 шагов составляют восьмеричный путь йоги. Это единственный путь, который предписан со времен составления ведических гимнов и до наших дней. Этот путь хорошо описан в Пуранах! Сказано, что многие преданно стремящиеся,достигли с помощью этого пути освобождения. Патанджали в своих Йога сутрах предлагает только такие шаги: " Благодаря следованию этим шагам йоги происходит снижение нечистоты и воссияние мудрости",- пишет Патанджали.

Давайте рассмотрим эти шаги.

Яма- первый шаг.

Яма  ( означает"регулирование") включает в себя:

-ненасилие (ахимса);

- правдивость ( сатьям);

- воздержание от зависти (астеям) ;

- жизнь в сознании Брахмы ( брахмачарья);

- воздержание от принятия подарков ( апариргаха). ( У Патанджали).

В тексте Шарада Тилаки ( одна из великих книг тантрической литературы) добавляются:

- сострадание,прямота,терпение,смелость,регулирование питания и чистота.

Фактически все 8 шагов достигаются совершенной практикой первых четырех!

Нияма- второй шаг.

Термин Нияма означает "регулирование" или соблюдение некоторых шагов, имеющие прогрессирующий характер. Разница между ямой и неямой в том,что первая предназначена для устранения любых нежелательных элементов, а вторая - для выполнения определенных обязанностей. В нияме тоже 10 шагов.

1. Тапас,или огненное устремление;

2. Сантоша,или удовольствие;

3. Астикья, или божественный оптимизм;

4. Дана, или благотворительность;

5. Пуджа, или поклонение;

6. Сиддханта шравана, или слушание ученых писаний;

7. Хри, или скромность;

8.  Мати , или способность различать;

9. Джапа, или медитация на мистических звуках,словах вместе с их смыслом;

10. Хутха, или огненное приношение.

Исполняя Ямы и Ниямы, человек становится всё более осознанным и умиротворенным, он не на словах, а на деле начинает осознавать, что источник его счастья внутри и не зависит от событий внешнего мира. Уходят все отрицательные качества характера: агрессия, зависть, страх, желание быть исключительным, гордыня, уменьшается эго, человек относится к жизни всё с большим доверием и чувствует всё большую радость жить.
Соблюдение Ям-Ниям ведёт к очищению тонких энергетических каналов, что способствует оздоровлению физического тела, гармонизации чувств и доброжелательности мыслей..

Асаны- третий шаг.

Асаны- позы йоги.

Пранаямы- четвертый шаг.

Пранаямы- управление дыханием. Это-система дыхательных упражнений.

Пратьяхара - пятый шаг.

Пратьяхара - усмирение органов чувств или отход от чувственного восприятия.

Дхарана- шестой шаг.

Дхарана- концентрация мысли.

Дхьяна- седьмой шаг.

Дхьяна- медитация ( процесс вникания в сущность объекта сосредоточения).

Самадхи- восьмой шаг.

Самадхи- просветление. Состояние полного вникания в сущность данного объекта).

( по материалам книги Э.Кришнамачарья "Йога как наука о человеке").

 

 

 

 

Поделиться: