Поиск

 Ямы — это универсальные правила, которые основаны на этических ценностях и моральных принципах. Любой, кто соблюдает эти обеты в пределах своих возможностей, получает не только благо, но также привносит вклад во всеобщее благосостояние. Поскольку ямы связаны с фундаментальными качествами человека и оказывают влияние на личность в целом, они стоят того, чтобы быть принятыми всеми людьми. Даже обычные люди могут соблюдать их на своем уровне, чтобы избежать плохих привычек и эгоистических желаний. Тот, кто с тщанием практикует ямы, может преодолеть все слабости, и в конечном итоге обрести спокойствие и сосредоточение, устранив корень отвлекающих факторов.

Рассмотрим первую яму- Ахимса.

В буквальном значении слово ахимса значит неубийство. Однако в более широком значении как добродетели самоограничения для практикующего йогу, оно указывает на ненасилие, на несовершение оскорблений или на непричинение вреда. Оно основано на принципе «живи и дай жить». Философия йоги настаивает о том, что каждое живое существо обладает сильным желанием жить. Поэтому практикующему следует уважать такое желание других, оказывая должное уважение всем, включая растения. Не имеет значения то, что у человека нет возможности защитить живые существа, однако не следует быть причиной страдания и боли для других. По сути, причинять боль другим живым организмам побуждают страх, ненависть или враждебность. Намерение причинить боль другим иногда оказывается реакцией страха, который появляется из представления о том, что другие могут причинить боль нам. В других ситуациях это может быть проявлением ненависти или враждебности. Таким образом, если чувство страха, ненависти и враждебности преодолевается, развивается добродетель ненасилия.

Для такой тенденции Патанджали рекомендует заменить нежелательные качества их противоположностями. Поэтому практикующему, стремящемуся развить добродетель ненасилия, следует искоренить в своем сердце страх, злобу и ненависть через культивирование дружелюбия, доброты и любви по отношению ко всем живим существам.

 Таким образом, ахимса не только добродетель сама по себе. Она развивает другие желательные склонности характера, такие как бесстрашие, любовь, сострадание, мягкость и прощение. Более того, ахимса — не только практика или настроение непричинения боли другим. Она включает позитивные качества любви и дружелюбия. Также она предполагает свободу от таких изъянов, как гнев и злоба. Эта божественная добродетель, которую имеет смысл культивировать всем людям, а не только стремящимся к духовному продвижению и освобождению. Патанджали объясняет, что когда йог обретает совершенство в практике ахимсы, все живые существа оставляют свои злобные склонности и перестают быть враждебными в его присутствии. Таково могущество истинной ахимсы.

Оно доказывает, что совершенство в ахимсе не просто непричинение боли другим, но позитивная и эффективная сила. Такая сила является любовью в действии. Она во всех направлениях источает вибрации взаимопонимания, сострадания и прощения. Когда йог прочно утверждается в добродетели ахимсы, к нему приходит ощущение единства со всеми формами жизни, которое является источником безграничной любви. Вокруг себя он создает атмосферу с такими вибрациями, что любые живые существа, попадающие в поле влияния, принимают его состояние и оставляют свои злобные намерения.

Он  спобен передать свое благородное настроение другим через подавление их злобных намерений, когда они попадают в поле его влияния. Его никто не боится, потому что все враждебные и злобные мысли полностью покинули его сознание. Его сердце смягчается, когда он видит боль других, и потому не вовлекается в причинение страданий другим. Он свободен от страха, поскольку развил в себе силы, благодаря которым никто не способен причинить ему вред. Таково могущество ахимсы, которая проявлена в высшей степени.

И основатель буддизма Будда, и Махавира, основатель джайнизма, известны как личности, практиковавшие ахимсу в высшей форме её проявления. Тому есть множество примеров в их жизнях. Например, укрощение бешеного слона, убившего множество других людей. Интересен факт, что Будда и Махавир были современниками, которые жили в шестом веке до нашей эры. Ахимса была самым главным принципом, который они проповедовали.

Свами Раджарши Муни.

 

Поделиться: