Поиск

Джала-нети – промывание полости носа солёным раствором воды. Для достижения некоторых специальных целей возможно добавление в раствор и других компонентов (соды, йода). Но основой раствора всегда остаются вода и соль.

Мы рассмотрим вариант джала-нети без чайника – собственно, тот вариант, который и имел место изначально. В редких случаях вариант выполнения с чайником единственно возможный, в подавляющем же большинстве случаев каждый человек может успешно освоить джала-нети без каких-либо дополнительных приспособлений. Для выполнения данного варианта нужна любая миска, в крайнем случае, можно обойтись и без неё – нужны лишь солёная вода и собственная ладонь. К тому же сохраняется независимость от различных йогических приспособлений и производящей их индустрии.

По ходу изложения будет заострено внимание на типичных ошибках, которые допускают начинающие практики.

Первым делом следует приготовить раствор. Для этого берётся чистая вода – подойдёт и сырая водопроводная, нужно только дать ей отстояться. Для начинающих наиболее подходящая температура воды – комфортная тёплая, не горячая и не холодная. Нужно налить воду в средних размеров миску и посолить её.

Важный момент – концентрация солевого раствора. Начинающими на данном этапе нередко допускается ошибка № 1 : неправильно выбранная концентрация раствора. Вода может быть слишком пресной или слишком солёной. Оба варианта могут привести к неприятным ощущениям при проведении процедуры. Вода всегда стремится туда, где больше соли (точнее, ионов натрия). Слишком пресная вода устремится в слизистую носа (поскольку в капиллярном русле течёт солёная кровь) – это приведёт к отёку и набуханию слизистой. Слишком солёный раствор, наоборот, вытянет воду из кровеносного русла – это приведёт к пересыханию и раздражению слизистой носа.

Поэтому раствор должен быть оптимальной концентрации – близкой к физиологическому раствору, то есть нашей крови. Такую же концентрацию имеет человеческая слеза (что может служить примерным вкусовым ориентиром). То есть, образно говоря, приготовленный раствор должен быть вкуса слёз (или чуть более солёным).

В среднем пропорция воды и соли составляет 1 ч. л. поваренной соли на 1 литр воды. Соль подходит любая, можно брать каменную грубого помола или морскую. В зависимости от качества и от состава соли её количество, необходимое для приготовления раствора оптимальной концентрации, может слегка меняться.

Итак, раствор приготовлен и находится в миске. Приступаем к процедуре джала-нети.

Предварительно следует отсморкаться и освободить носовые ходы от слизи, которая, возможно, там присутствует. Встав перед раковиной, мы берём миску в руки и делаем глубокий выдох, после этого можно сделать небольшой вдох на одну четверть или треть; зажимаем одну ноздрю, а другую погружаем в раствор.

Здесь следует избежать ошибки № 2 : слишком резкого втягивания воды в ноздрю (это может привести к комплексу неприятных ощущений). Следует постепенно понижать давление в ноздре, втягивая воду так, чтобы она поднималась по носовому ходу медленно, постепенно поступая в ротовую полость. Через какое-то время вы почувствуете, что рот наполнился водой, после чего можно выпустить её в раковину. Эту процедуру мы проводим с каждой ноздрёй 3–5 раз. Последнюю порцию можно втянуть обеими ноздрями одновременно.

Поздравляем! Классическая процедура джала-нети успешно проведена. Но здесь начинающему, находящемуся под избытком чувств от успешно проведённого процесса, важно избежать ошибки № 3:  не следует сморкаться слишком энергично. Носовая полость соединена с полостью внутреннего уха евстахиевой трубой, через которую при каждом акте глотания в ухо поступает крошечная порция воздуха, затем всасывающаяся через внутренние слизистые и кровеносные сосуды (таким образом происходит естественная вентиляция внутреннего уха). Через евстахиевы трубы возможен заброс содержимого носовой полости (в данном случае смеси раствора и слизи) в полость уха, что может стать причиной неприятных ощущений, а также воспаления евстахиевой трубы и внутреннего уха.

Следует сморкаться аккуратно, длинным выдохом, не создавая резких перепадов давления в носовой полости. В некоторых источниках можно встретить рекомендации выполнения капалабхати – это вполне приемлемо, если не забывать о возможной ошибке № 3  и действовать аккуратно, не слишком форсируя выдох.

После выполнения джала-нети не рекомендуется сразу выходить на улицу (в течение 1–2 часов), если на дворе стоит холодная погода: влажная, разгорячённая слизистая носа должна вернуться к исходному состоянию.

Часть воды может оставаться в закоулках раковин носовых ходов и небольшими порциями выливаться в последующие час-два; это нормально.

Наиболее удобно проводить джала-нети вечером перед сном, вместе с остальными гигиеническими процедурами. Обычно рекомендуется выполнять джала-нети ежедневно.

Джала-нети помимо механического очищения слизистой от присохшей слизи и частиц пыли, грязи, микроорганизмов также способствует стимуляции капиллярного кровообращения и местного иммунитета. Мягкое воздействие на слизистую носоглотки способствует улучшению работы мозга, стимуляции умственного тонуса и памяти.

Относительным противопоказанием к проведению джала-нети являются многочисленные пункции гайморовых пазух в анамнезе: если между полостью носа и пазухами сформировано отверстие, то это может облегчить заброс воды и слизи в пазуху, что станет причиной воспаления.

Однако справедливости ради стоит заметить: мне приходилось на практике не раз наблюдать, как лица с хроническим гайморитом, переносившие неоднократные пункции, осваивали джала-нети с большой пользой для здоровья и в конце концов избавлялись от проблем с придаточными пазухами. Таким образом, это противопоказание следует считать относительным, соблюдать осторожность и подходить к ситуации индивидуально.

Дети нуждаются в гигиене носовых ходов не менее (и даже более), чем взрослые. Однако стандартная процедура джала-нети им по понятным причинам не подходит. Промывание грушей детям не годится по анатомическим причинам: евстахиевы трубы у детей короче и шире, чем у взрослых, поэтому условия для заброса в ухо гораздо более подходящие (именно по этой причине банальное ОРВИ у детей часто осложняется отитом). Поэтому детям дошкольного и младшего школьного возраста джала-нети проводится в специфическом варианте: раствор закапывается пипеткой в ноздрю (по 3–4 пипетки в каждую), после чего аккуратно отсасывается грушей. Такой вариант подходит детям любого возраста, начиная с грудного; по мере подрастания нужно научить ребёнка сморкаться (дети способны овладеть этим полезнейшим искусством в возрасте уже нескольких месяцев, дело лишь в правильной демонстрации

и своевременном словесно-эмоциональном поощрении), и тогда процесс идёт максимально гармонично: мы закапываем, дитя сморкается.

При протекающей инфекции верхних дыхательных путей в раствор для джала-нети можно добавить маленькую щепотку соды и одну-две капли спиртового 5 %-ного раствора йода. Оптимальным же в этом случае является использование отваров лекарственных растений.

 Носовую полость иногда называют «воротами в мозг». Слизистая носоглотки – уникальное в своём роде место, где центральная нервная система почти непосредственно соприкасается и взаимодействует с внешней средой. 

Кровоснабжение слизистой носа связано с общим кровообращением головного мозга; для обеих сосудистых подсистем имеются общие пути артериального притока и венозного оттока.

В связи с этими особенностями состояние слизистой носоглотки имеет большое значение для иммунитета верхних дыхательных путей, а также для нормального функционирования центральной нервной системы.

Для поддержания свободной проходимости носовых ходов, стимуляции кровеносной системы и периферических нервных окончаний слизистой носа в хатха-йоге существуют приёмы, объединённые под общим названием «нети». Нети упоминается автором «Хатха-Йога-Прадипики» Свами Сватмарамой как один из элементов шаткармы – шести очистительных действий. Выделяются джала-нети – промывание носовых ходов и сутра-нети – очищение шнуром.

 

В аюрведической панчакарме существует аналог йогической процедуры, но применяемый с целью введения через нос различных лекарственных форм – насья. Извлечения из растений могут вводиться в нос в виде водных, масляных извлечений, в виде порошков, полученных из высушенного растительного сырья. Общность путей кровообращения, множество тесных взаимосвязей между слизистой носа и головным мозгом обеспечивают быстрое проникновение лекарственных веществ в мозг; это обуславливает тысячелетний опыт применения насьи при различных заболеваниях.

Обычно традиционное джала-нети применяется с использованием солевого раствора воды, иногда – с добавлением соды и йода. Однако опыт применения растений позволяет предложить варианты выполнения джала-нети с применением трав, что позволяет эффективно достигать некоторые лечебные цели.

Наиболее частая проблема, обременяющая верхние дыхательные пути и носоглотку, – острые респираторные вирусные инфекции. При внедрении возбудителя в слизистую происходит её отёк, возникает гиперсекреция слизи; всё это значительно снижает проходимость ноздрей и затрудняет нормальное носовое дыхание. Самый частый способ борьбы с этой ситуацией – местное применение сосудосуживающих препаратов, которые временно снимают отёк слизистой и возвращают проходимость носовых ходов. Людям, практикующим йогу, порой приходится прибегать к этому способу, так как нормальная практика йоги – асан, а тем более пранаямы – невозможна без свободного дыхания. Есть, правда, одно «но» – сосудосуживающие капли оказывают лишь кратковременный эффект и к тому же довольно быстро к ним развивается привыкание. Через несколько дней эффект становится ещё более кратковременным, но без применения капель отёк слизистой становится сильнее. В ряде случаев это может приводить к хронической зависимости от этой категории препаратов.

Можно ли избежать такого сценария, если начинаются простудные вирусные явления, появляются заложенность носа и выделения? В данной ситуации может очень хорошо помочь джала-нети с использованием растительных отваров. Какие же растения для этого нужно выбрать?

Первая категория, на которую следует обязательно обратить внимание, – это растения, обладающие дубящим действием .

Дубящее действие растения обусловлено содержанием в нём специфических веществ – танинов . Прежде всего дубящие вещества оказывают противовоспалительный эффект , также основанный на взаимодействии белковых веществ с танинами, – на поверхности слизистой образуется защитная плёнка, препятствующая дальнейшему развитию воспаления. Кроме того, образуемая поверхностная плёнка ограничивает проникновение в ткани патогенных возбудителей. Для дубящих веществ характерно антисептическое действие . Связываясь с белками на мембранах микроорганизмов, танины оказывают бактериостатический и противовирусный эффект.

За счёт образования плёнки на поверхности слизистых дубящие вещества обладают вяжущим (поэтому отвары их применяются внутрь при поносах), а также кровоостанавливающим действием.

Перечисленные свойства делают дубящие растения незаменимыми при лечебных вариантах джала-нети. Из наиболее доступных и эффективных нужно упомянуть такие, как корневище лапчатки прямостоячей, корневище бадана толстолистного, кора дуба, кора черёмухи, шишки ольхи.

 Лапчатка прямостоячая, например, обладает выраженными дубящими, противовоспалительными, антисептическими, кровоостанавливающими свойствами. В экспериментах установлено, что водные вытяжки из лапчатки прямостоячей оказывают значительное цитостатическое и противовирусное действие на вирус герпеса.

Кроме дубящих растений желательно использовать также травы, обладающие выраженным противовирусным действием, так как респираторные инфекции чаще всего имеют именно вирусную природу.

Корень копеечника забытого или чайного, зверобой продырявленный, репешок аптечный, шалфей лекарственный, кора калины обыкновенной —  это лишь малая часто обширного списка растений, для которых доказана противовирусная активность; многие из них имеют многовековую историю применения при различных вирусных заболеваниях в традиционных медицинских системах Востока, сегодня современные научные данные подтверждают их эффективность против вируса герпеса, вирусного гепатита и других [А. Н. Алефиров, 2009].

Таким образом, имея в домашней аптечке отдельные растения из вышеперечисленных, можно использовать их в борьбе с респираторными инфекциями, применяя метод джала-нети.

Важно начать лечение сразу, при первых же появляющихся симптомах ОРВИ. Джала-нети лекарственными отварами проводится 2–4 раза в сутки. Как правило, если лечение начато вовремя (при первых же признаках инфекции) и систематически проводится в течение 2–3 дней, заболевание купируется в самом начале, развитие возбудителя подавляется, слизистая носа не отекает, носовое дыхание остаётся практически свободным и применения сосудосуживающих препаратов не требуется.

 

Пример рецепта:

1 чайная ложка корневищ лапчатки прямостоячей на 1 литр воды. Варить на медленном огне под крышкой 15–20 минут. Потом добавить 1 чайную ложку зверобоя продырявленного и 1 чайную ложку репешка аптечного, варить ещё 3 минуты, выключить огонь, настоять 1 час. Процедить. Посолить, как это обычно делается при джала-нети (важно!).

Промывать нос 2–4 раза в сутки, желательно всем членам семьи. Если отвар покажется слишком крепким – разбавить его водой.

 

При составлении рецепта важно вводить в сбор растение с выраженным дубящим эффектом – как правило, это грубое сырье, нуждающееся в более длительном отваривании, – корневища или кора; после отваривания нужно добавить более мягкие компоненты, для которых достаточно очень короткого вываривания и настаивания (листья, цветки). Состав сбора может меняться, в зависимости от того, какие компоненты есть в наличии, при этом схема приготовления остаётся той же: в сбор входят растения с высоким содержанием дубильных веществ, а также травы с выраженной противомикробной и противовирусной активностью.

Важно помнить о том, что промывание носа пресным, несолёным отваром вызовет ещё большее набухание слизистой, поэтому перед промыванием носа следует посолить готовый отвар в стандартной пропорции, как это обычно делается при выполнении джала-нети.

( Ф.Фролов. Травы для йогов.)

 

Поделиться: