Поиск

Ма́нтра (санскр. मन्त्र) — набор звуков, отдельных фонем, слов или группы слов на санскрите, которые, по мнению практикующих, имеют резонансное (активируют зоны тела), психологическое и духовное воздействия. Мантра — может применяться как формула почитания. Мантры — одни из основных тем, освещённых в индийских шастрах ведийского происхождения.

Медитация с повторением мантры может помочь вызывать измененное состояние сознания. Мантра может иметь синтаксическую структуру или буквальное значение, но может быть лишена и того, и другого

Мантры существуют в традициях индуизма, буддизма, джайнизма, сикхизма. 

Использование, структура, функция, важность и типы мантр варьируются в зависимости от философской школы. В тантризме тема мантр является одной из самых сложных и сакральных. В тантризме мантры считаются священными формулами, а их практика — личным ритуалом, эффективным только после получения посвящения. В других школах индуизма, буддизма, джайнизма или сикхизма инициация не является требованием.

Мантры в ведической культуре.

 Примеры и инструкции использования мантр в магических ритуалах описаны в Пуранах. Мантры бывают разных форм, в том числе стихи из Ригведы, например, и sāman (например, музыкальные песнопения из Самаведы).

Они, как правило, мелодичные, имеют математическую структурированность. В некоторых формах мантры — мелодичные фразы о стремлении человека к истине, реальности, свету, бессмертию, миру, любви, знаниям и действиям. Некоторые мантры не имеют буквального значения, но имеют духовное значение.

В ряде индуистских текстов утверждается, что мантры доступны только представителям трёх высших варн, а все остальные должны исполнять садхану без декламации мантр

Исследователи считают, что мантры появились более 1000 лет до нашей эры. К среднему ведическому периоду от 1000 г. до н. э. до 500 г. до н. э. мантры в индуизме превратились в смесь искусства и науки. Для каждой буквы грамматика санскрита описывает связь (локализацию) с человеческим телом и наделяет её смыслом. Они складываются в слова, произнесение которых вызывает особую звуковую вибрацию, меняющую пространство. Мантры, складывающиеся из букв и слов санскрита, имеют многоуровневую трактовку и перевод, которые открываются непосредственно практикующему в зависимости от его уровня сознания

В ранний ведический период была распространена вдохновляющая сила стиха и музыки. Это было дхьяной (медитацией), а мантра была языком, используемым для этого процесса.

Уровни звука в мантрах.

Веды рассказывают о 4х уровнях звука. Это  вайкарья-вак – звук на физическом уровне - тот, который мы проговариваем или пропеваем, мадхьяма- вак – звук на уровне ума, мысли, внутренняя речь,  пашьянти-вак – звук на уровне разума или желания и  пара- вак-  трансцендентный, духовный звук.

«Мантра, повторяемая на физическом  уровне,- просто слова, которые не приносят никакого эффекта.

Звук на уровне ума это наши мысли. Когда мы сосредоточенно думаем о том, что говорим, когда мысли не блуждают где-то, а сконцентрированы на объекте медитации – это тонкая форма звука. На этом уровне начинается молитва.

Еще глубже находится уровень разума- уровень подсознательных желаний. Наши мысли о чем-то, чего мы очень хотим и о чем думаем постоянно, откладываются на уровне подсознания. Если удастся научиться удерживать одно направление для произносимых звуков, мысли, подсознательных желаний- это и будет настоящая медитация или молитва.

Что касается  духовного уровня звука- то тут все еще более сложно. Согласно писаниям этот звук не отличен от объекта. На этом уровне произнося имя Бога, человек встречается с Ним лицом к лицу. Святые люди разных традиций говорят, что через сосредоточенное повторение мантр и молитв можно действительно встретиться с Богом.

Если мы научимся погружаться в своем обращении к Богу и святым на более глубокие уровни звука, если и слова, и мысли, и желания будут однонаправлены – то это и будет настоящее общение с Богом» (А.Купчанский).

Структура мантр.

Структура большинства ведических мантр такова. Сначала идет так называемая «биджа» - « семя», ключ, открывающий доступ к мантре. Следом называется личность, к которой человек обращается. И в конце идет обращение, просьба о помощи – «намаха или сваха». Иногда после биджа- мантры сначала идет слово «намо», а потом уже имя. Слова «намо и намаха», можно перевести по- разному, но общий смысл остаетяс – это «предание, подчинение, покорность, служение, отказ от себя». Буквально «на-ма» означает «не я». Человек ,повторяющий мантру, говорит о том, что он вручает свою жизнь Богу и просит наставить его и действовать через него.

Самая известная «биджа» - это»ОМ». С нее начинается юодбшинство ведических мантр. Это первый звук творения, который вечно звучит в каждом предмете этого мира.

«Среди звуков – Я священный звук ом» ( Бхагавад-гита, 10.25).

Мантра»ОМ» на самом деле состоит из трех звуков А-У-М.

Следом идет обращение к тому, кто стоит за мантрой.Люди, идущие по пути  карма-йоги, за исполнением своих материальных желаний обращались к личностям, олицетворяющим разные планеты, отвечающие за природные явления, качества характера. Они просили о помощи, защите , благословении.

Так, мантра ом намо бхагаватэ васудевайя - связана с планетой Луна и с днем недели- понедельник. Способствует обретению эмоционального равновесия, развивает интеллект, память, помогает в учебе. Увеличивает способность сострадать другим, понимать их чувства….

Благодарим за внимание! Всем "ОМ"!))

 

Поделиться: