Поиск

В соответствии с философией Индии человеческие устремления можно разделить на четыре вида: 1 — артха, 2 — кама, 3 — дхарма и 4 — мокша.

Эти устремления на санскрите называются пурушартха.

 Артха Пурушартха состоит из материальных устремлений: зарабатыванию на жизнь, строительству зданий, сбору одежды, поиску комфорта, обеспечению будущего и т.д.

Кама Пурушартха состоит из чувственных устремлений, таких как удовлетворение всех эмоциональных желаний: женитьбы, продолжения рода через потомство и т.д.

 Дхарма Пурушартха состоит из следования правилам жизни, которые приводят к социальной гармонии, к развитию личных добродетелей, жизни в поклонении Господу, следованию системе верований ради высшего развития.

Мокша Пурушартха состоит из духовных устремлений ради того, чтобы освободить душу от всех оков кармы и от круговорота рождения и смерти — и таким образом достичь освобождения. Первые два устремления, артха и кама, проявлены даже у животных, птиц, насекомых и других низших форм жизни. Они тоже прилагают усилия для того, чтобы обеспечить свое пропитание, вьют гнезда или выкапывают норы, заботятся о своем потомстве. У них есть семьи и эмоциональные наслаждения. Таким образом, они, как и мы, в полной мере обладают первыми двумя устремлениями, атрхой и камой.

Чем же мы тогда отличаемся от них?

Мы можем доказать, что отличны от них и превосходим их, только если следуем двум другим высшим пурушартхам, а именно дхарме и мокше. Если же у нас в жизни их нет, мы ничем не лучше животных или насекомых!

Господь через совершенных мудрецов наставил человека следовать высшим пурушартхам дхармы и мокши. Поскольку человек обладает особыми возможностями, он обязан следовать дхарма и мокша пурушартхе, высшим целям творения. Для человека дхарма и мокша пурушартха не только важны, они обязательны. Поэтому эти две цели мы обсудим в деталях.

 МОКША ПУРУШАРТХА.

 Мокша является состоянием освобождения души, высшей целью, которую духовный практик реализует в самом конце своего искания. Это состояние полного освобождения и отстраненности от чувственного существования. Такие освобожденные души, хоть они уже полностью свободны и совершенны, не прекращают своей деятельности в этом мире, но вовлекают себя в помощь страдающему человечеству. Они становятся слугами Господа и сотрудничают с Ним в его планах.

Для того, чтобы продвигаться на духовном пути, человеку следует соблюдать различные правила, а также тренировать свое тело, ум и речь. Путь достижения совершенства - последовательный, не мгновенный. Стремящийся к освобождению должен пройти через ряд физических и ментальных этапов очищения. Духовное освобождение не достигается в одночасье. Это процесс медленного устранения загрязнений и нечистот характера в глубине самого себя. Этот путь возвышения известен как крам мукти. Крам значит «этап за этапом», а мукти значит «освобождение». Таким образом, крам мукти — это поэтапное освобождение.

 Когда практикующий проходит через различные этапы своего духовного пути, считается, что он следует путем крам мукти. Вполне возможно, что такому человеку понадобится идти по этому пути много жизней. Когда спустя много жизней практики он приближается к этапу конечного освобождения, ему предоставляется возможность встать на путь садхья мукти за одну жизнь. Садхья означает «здесь и сейчас». Садхья муктиосвобождение за одну жизнь. В этом конечном рождении устремленному человеку нет необходимости проходить через очень долгий процесс очищения, который он уже прошел в предыдущих жизнях.

 Некоторые люди полагают, что садхья мукти является альтернативой крама мукти, и принимающие путь садхья мукти не нуждаются в предварительных этапах очищения. Они думают, что понимание Бога или знание конечной реальности нисходит на последователя пути садхья мукти и одаряет быстрым освобождением. Если бы это было поистине так, то путь крама мукти был бы полностью лишенным смысла. Однако реальность не такова. Идущие путем садхья мукти  очень редки, тогда как следующие пути крама мукти неисчислимы.

Путь крама муктидля людей, которые еще не готовы для следования мокша пурушартхе, так как не утвердились еще на пути дхарма пурушартхи.

Другими словами, практика дхармы является обязательным условием перед практикой мокши. В конечном итоге, практика дхармы дана для обретения мокши. Хотя мокша является высшей целью (парамартха), дхарму нельзя избежать, так как она является средством достижения этой цели. Так практика дхармы является необходимой для всех людей.

После того, как человек утверждается в дхарме, у него появляется шанс устремиться к высшему освобождению, мокше. Без практики дхармы в течении многих жизней душа не достигает мокши, т.е. не освобождается от круговорота рождений и смерти. Поэтому следование путем дхармы подготавливает человека к практике высшего пути мокши. Помня о важности дхармы, давайте рассмотрим её истинную суть.

Что такое дхарма?

 Сложно дать определение слову «дхарма». У него много разных значений, и непросто найти то, которое бы всесторонне пояснило его идею. Это слово происходит от санскритского корня дхру, что означает поддерживать, удерживать, сохранять, подпирать, соблюдать, практиковать, терпеть, выживать, разрешать, выносить, обладать, принимать, сохранять, брать, проверять, удерживать, урегулировать, направлять, назначать, уделять, оставлять, страдать, проходить и т.д. Учитывая все это, некоторые основные значения слова «дхарма» мы сейчас выделим отдельно:

  1. то, что связывает,
  2. природа, предрасположенность, характер,
  3. закон, обычай, практика или применение,
  4. ритуальные церемонии
  5. предписанные виды поведения в социуме,
  6. манеры или этикет,
  7. праведность, благодетель, хорошее общение
  8. справедливость, объективность, беспристрастность,
  9. выполнение обязанностей, хорошие поступки или деятельность с хорошими намерениями.

 По этим различным значениям слова «дхарма» становится очевидным его широкий подтекст. Говоря в общем, оно указывает на:

  • естественные законы поддержания Вселенной,
  • моральные законы, ведущие к правильному поведению в обществе,
  • концепцию истинной справедливости, где все хорошие поступки имеют благие последствия, а все плохие - наказание Господа,
  • выполнение предписанных писаниями обязанностей (дхарма шастра),
  • соблюдение различных правил в повседневной жизни,
  • идеальный моральный и этический образ жизни, поскольку только достойная личность способна вести интенсивную жизнь в аскезе, которая необходима для достижения трансцендентной жизни, являющейся конечной целью человеческого существования,
  • религиозные церемонии и ритуалы, приводящие к последующему возвышению на райские планеты в следующей жизни,
  • постижение своего Я практикой йоги.

Значения дхармы, упомянутые выше, являются только иллюстрирующими, а не полноценными описаниями. Обобщенно эти значения могут указывать на важные характеристики дхармы, в высшей степени сложные концепции. В писаниях Индии не напрасно говорится, что «путь дхармы чрезвычайно сложен», и что «суть дхармы сокрыта в глубине сердца». Философ вайшешики мудрец Канада говорит: «То, что является причиной успеха и духовного возвышения в жизни, называется дхармой»

 В Шримад Бхагаватам утверждается: «То, что сказано в Ведах, является дхармой, а то, что этому противоречит, дхармой не является».

Дхарма шастры, т.е. писания о дхарме, устанавливают принципы духовной жизни. Они поддерживают определенные принципы, которые поясняют, что есть добродетель, хорошее поведение, соблюдение обетов, самодисциплина или ограничения, а также поступки, которые считаются необходимыми этическими нормами, ведущими личность к духовному совершенству. Эти принципы перечисляются в различных писаниях как основные характеристики дхармы. Давайте рассмотрим некоторые из них.

 В Падма Пуране говорится: «На дхарму указывают следующие десять основных качеств: брахмачарья (воздержание), сатья (правдивость), тапа (аскеза), дана (благотворительность), нияма (обет или соблюдение), кшама (прощение), шауча (чистота), ахимса (ненасилие), сушанти (полное равнодушие к мирским наслаждениям), астея (неворовство)».

В Матсья Пуране упоминаются следующие принципы: «Адрох (свобода от злобы), алобха (свобода от жадности), дам (самоограничение), бхутадая (сострадание ко всем существам), тапа (аскеза), брахмачарья (воздержание), сатья (правдивость), анукроша (сочувствие), кшама (прощение), дхрути (стойкость), — все они формируют должную основу вечной дхармы (санатана дхармы)».

 Помимо Пуран, Самхиты (сборники моральных правил, которые считаются вспомогательными писаниями) также дают характеристики дхармы. Ману смрити перечисляет: «Дхрути (стойкость), кшама (прощение), дам (самоограничение), астея (неворовство), шауча (чистота), индрия ниграха (овладение страстями), дхи (преданность), видья (духовное знание), сатья (правдивость), акродха (свобода от гнева) — все они являются десятью составляющими дхармы»

Ягьявалкья смрити также утверждает: «Ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (неворовство), шауча (чистота), индрия ниграха (овладение страстями), дана (подношение), дая (сострадание), дама (самоограничение), кшанти (прощение) — все они являются средством овладения дхармо

В Вишну Самхите говорится: «Кшама (прощение), сатья (правдивость), дама (самоограничение), шауча (чистота), дана (подношение), индрия ниграха (овладение  страстями), ахимса (ненасилие), гуру сева (служение гуру), тиртха даршана (паломничество), дая (сострадание), риджута (прямота), нирлобхата (щедрость), пуджа (поклонение Богу), анасуя (свобода от злобы) — эти различные аспекты дхармы должны практиковаться всеми».

В Бхагавад Гите (глава 16, стихи 1-3), которая также известна как «Дхарма Самвада» или «Диалог дхармы», описываются характеристики дхармы как дара людям, наделенным божественной природой. Там же Господь Кришна говорит: «О Арджуна, абхая (бестрашие), саттва-самшудхи (внутренняя чистота), гьяна йога вьявастхити (устойчивость в самосозерцании), дана (благотворительность), дама (самоограничение), ягья (совершение жертвоприношений), свадхьяя (самоизучение), тапа (аскеза), арджава (прямота), ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), акродха (свобода от гнева), тьяга (отрешенность), шанти (умиротворение), апаишуна (отказ от критики), дая (сострадание), алолупатва (не жадность), мардав (мягкость), хри (стыд), ачапалам (решительный), теджа (энергичность), кшама (прощение), дхрути (стойкость), шауча (чистота), адрох (беззлобность), натиманита (скромность) — таковы качества наделенных божественной природой личностей».

Йога Сутры Мудреца Патанджали также предписывают определенные моральные и этические нормы для тех, кто собирается продвигаться по пути самореализации. Они весьма схожи с теми, что перечислены выше. Йога Сутры подразделяют их на две категории, а именно ямы и ниямы. Ямы означает ограничения, а ниямы — правила следования. В категории ям Мудрец Патанджали перечисляет различные виды воздержаний и самодисциплин, такие как: ахимса (ненасилие),  астея (неворовоство), апариграха (невладение), сатья (правдивость) и брахмачарья (воздержание). В категории ниям он перечисляет виды правил и соблюдений высшей важности, такие как: шауча (чистота), сантоша (самоудовлетворенность), тапа (аскетизм), свадхьяя (самоизучение), ишвара пранидхана (преданность Господу).

Другие тексты по йоге также приводят списки ям и ниям с небольшими отличиями, давая в дополнение к ним некоторые второстепенные правила. Однако все они включают в основном ямы и ниямы, которые соответствуют характеристикам дхармы.

Таким образом, система йоги также предполагает соблюдение этических и моральных принципов теми, кто намерен двигаться по пути духовного просветления. Человеку следует практиковать ямы и ниямы, которые являются ничем иным, как стремлением к дхарме, для того чтобы развиваться на духовном пути…..

 

Поделиться: