В настоящее время в мире существует множество различных видов философской мысли, однако обобщая, можно выделить два основных направления, материальное и духовное.
Материализм побуждает человека осуществлять прогресс во внешнем мире, пытаться одержать победу над природой. Духовное направление побуждает человека двигаться к внутренней гармонии, к овладению своим внутренним миром. Только такой человек обретает вечный мир и равновесие. Прогресс материализма побудил людей наслаждаться процветанием и вовлекаться в чувственные наслаждения. Однако он не смог одарить человека ментальным равновесием и состоянием умиротворения. Освоение природных ресурсов, исследования в области электрической и атомной энергии привели как к хорошим, так и к негативным последствиям. Духовные же усилия для постижения своего внутреннего мира поначалу могут показаться трудными, но в конечном итоге одаряют только благими и позитивными плодами. Поэтому человеку следует прилагать усилия к овладению своей внутренней, а не внешней природой. Необходимо попытаться осознать истинную природу внутреннего духа, а не его оболочки или формы.
Ведическая культура Индии предлагает человечеству принять путь шреи (духовного благополучия), а не путь преи (материального процветания).Провидцы– философы Вед были убеждены в том, что эксплуатация природных ресурсов Земли, производство различных приспособлений и продуктов, а также путешествия на машинах и самолетах могут дать комфорт и наслаждение, тешить самолюбие. Но с точки зрения духовного развития люди остаются на поверхности. «Какой прок в обретении всего мира, если человек теряет свою душу»,– говорят мудрецы.
. Они предложили определенные принципы духовной жизни, которые предоставляют необходимые условия для развития души. В йоговских терминах эти принципы известны как ямы и ниямы. Ямы являются ограничениями, а ниямы — правилами. В целом их можно назвать заповедями для практикующих йогу.
Ограничения (ямы) являются моральными или этическими законами, которые применяются во внешнем мире. Их необходимо соблюдать в повседневной жизни. Правила (ниямы) - предписания для осознания внутреннего духа. Эти принципы даны как для блага индивидуума, так и для внешнего мира, в котором человеку приходиться жить. Для духовных практиков все они важны и обязательны.
В соответствии с индийскими писаниями вселенную населяет 8.4 миллионов форм жизни. Эти виды жизней включают ангелов и высших существ, которые обитают в высших мирах, демонов и негативных сущностей, пребывающих в низших мирах, и все другие формы, включая людей, населяющих Землю. Писания также утверждают, что из всех форм жизней Господь особо благосклонен к человеческой. Мы — безусловно наиболее благословленная форма жизни, и расположение к нам Господа видно в разных проявлениях.
Первая благосклонность Господа проявилась в том, что мы обрели форму тела, схожую с формой Господа. В Библии говорится, что Господь сотворил человека по своему образу и подобию. Нет другой формы жизни, схожей с формой Господа. Господь также наделил человека развитым интеллектом, благодаря которому он способен выносить независимые суждения, а также совершать поступки в соответствии со своими желаниями. Таким образом, человек обладает возможностью действовать по своему усмотрению и создавать новые кармы. Никакая другая форма жизни, включая небесные и демонические сущности, не способна создавать новые кармы. Они просто осуществляют все предначертанные для их существования деяния. Человек же не только наслаждается своей судьбой или страдает в соответствии с совершенными в прошлом деяниями, но также и создает новые кармы в соответствии со своими желаниями.
Способность погружаться в духовную практику (садхану) и достижение освобождения души — уникальный дар Бога человеку. Из всех восьми с лишним миллионов форм жизни таким даром обладает только человеческая. Только у нее имеются два необходимых условия для выполнения духовной практики: физическое тело и развитый интеллект. Хотя небесные сущности и обладают более развитым сознанием в сравнении с человеческим, их астральные тела не являются подходящим инструментом для выполнения духовной практики. Не обладают физическим телом для погружения в духовную практику также злые духи и демоны.
Другие формы жизни, пребывающие на Земле, хоть и имеют проявленное физическое тело, лишены развитого интеллекта, и поэтому тоже не способны к духовной практике. Только родившись в человеческой форме, у души появляется шанс достичь освобождения. Поэтому эта форма жизни — наиболее важная из всех существующих во Вселенной. Теперь можно понять, насколько уникален инструмент, полученный в виде человеческого тела. Существование в нем необыкновенно важно, так как появляется шанс достичь духовного освобождения в этой жизни. Использование такой возможности должно быть основной задачей.
Мудрецы и святые Индии говорили, что было бы глупо не использовать человеческую форму жизни для постижения Бога и достижения освобождения. Для осуществления этой задачи необходимо иметь соответствующее побуждение или правильное желание следовать духовному пути и постичь Господа.
Некоторые люди отправляются на высшие планеты после смерти. Они являются местом, где личность может наслаждаться последствиями своих хороших поступков, но не способна создавать новые кармы. Само существование там проявлено только как награда. Соответственно, те, кто должен страдать от последствий своих плохих поступков, посылаются в низшие или разнообразные адские миры. Человеку необходимо появиться там как последствие своей плохой кармы. Он не способен создавать там новые кармы, не говоря уже о выполнении духовной практики. Как высшие, так и низшие миры называются Бхогбхуми. Бхог означает наслаждение или страдание, а бхуми переводиться как пространство или мир. Высшие и низшие миры не более чем Бхогбхуми, тогда как пространство Земли одновременно бхога (пространство наслаждения и страдания) и йога (духовная практика для достижения освобождения)!
Именно по этой причине человеческая форма жизни на Земле считается очень важной. По сути дела, все другие формы жизни стремятся получить рождение в теле человека для того, чтобы получить шанс достичь освобождения. Однако какова ирония! Получив рождение в форме человека, мы стремимся только к обретению бхоги, но не йоги. Господь одарил нас человеческим телом, чтобы мы смогли достичь освобождения, но мы забыли, что высшей целью человеческого рождения является освобождение души от оков кармы. Господь милостиво одарил нас этой формой жизни, самой важной формой существования, поскольку мы совершили в прошлых жизнях хорошие поступки, однако что мы делаем? Мы растрачиваем эту наиболее ценную жизнь, не делая попыток достичь освобождения. Мы выбрали устремление к неправильным целям в виде мирских обретений и наслаждений, которые запутывают нас все больше и не приводят к освобождению.
Свами Раджарши Муни.