Поиск

 

В предыдущей статье "Слои сознания человека" упоминались 8 шагов в изучении йоги. 

Эти 8 шагов составляют восьмеричный путь йоги. Это единственный путь, который предписан со времен составления ведических гимнов и до наших дней. Этот путь хорошо описан в Пуранах! Сказано, что многие преданно стремящиеся,достигли с помощью этого пути освобождения. Патанджали в своих Йога сутрах предлагает только такие шаги: " Благодаря следованию этим шагам йоги происходит снижение нечистоты и воссияние мудрости",- пишет Патанджали.

В этой статье мы рассмотрим 1 шаг -Яма.

Яма.

Яма  ( означает"регулирование") включает в себя:

-ненасилие (ахимса);

- правдивость ( сатьям);

- воздержание от зависти (астеям) ;

- жизнь в сознании Брахмы ( брахмачарья);

- воздержание от принятия подарков ( апариргаха). ( У Патанджали).

В тексте Шарада Тилаки ( одна из великих книг тантрической литературы) добавляются:

- сострадание, прямота, терпение, смелость, регулирование питания и чистота.

Ахимса.

Ахимса или ненасилие означает,как пишут во Вьясабхашье, означает "непричинение вреда никакому живому существу в любое время,любым способом". Как же возможно это практиковать? Нужно что то есть, мы вынуждены "убивать" растения, зерна и т.д. Э.Кришнамачарья говорит о том, что здесь вступает в действие разница между питанием для поддержания тела и нанесением вреда кому-либо. Сознание- общая черта и растений , и животных, и людей. Люди не подходят для поедания людьми, у животных тоже есть плоть, кровь, нервная система и 5 чувств как у человека. Поэтому они меньше подходят для того, чтобы их есть. У растений нет этих составляющих, и потому они больше подходят для употребления в пищу. К тому же они предназначены природой для поедания животными и людьми. Однако убийство и поедание растения ученику йоги запрещено. Он может взять плод, семя, лист или ветку дерева, не убивая его. Использование молока,творога,пахты и гхи наиболее распространено среди йогов. Потому , что это не просто вопрос условий вегетарианства, в его основе- устройство вещей природой, говорит Кришнамачарья. "Нужно избавиться от фетиша убийства ради питания. Достигнув совершенства в этой добродетели, нужно установить ее в мире. Очищение ума приобретается только через Ахимсу".

Сатьям ( правдивость).

Сатьям - это "единство слова,мысли и поведения по отношению к познаваемой вещи, что значит поддержание речи и ума в гармонии с увиденным или сделанным выводом". Для практикующего йога это необходимо т.к. главная его цель- жить в истине и наслаждаться ею. Если человек говорит то,что является неправдой, и он об этом знает, это означает, что он не фокусирует мысли и речь на том, что он знает. Поэтому его собственная личность будет бунтовать против более высокой истины. Тогда уже никакая истина не попадет в фокус его ума и просветление вряд ли наступит.

Астеям (независтливость).

Астеям- это отсутствие неправильной черты характера, называемой "стеям", желание обладать тем,что тебе не принажежит. Также природа построенная на обладание локализована личным интересом.  Иша Упанишада говорит:" Все вокруг тебя населено присутствием Бога- все,что движется, и само движение движущегося. Получай удовольствие от даяния, а не от зависти чьему-либо богатству". Завистливость лишает человека Вселенского сознания, а в этом случае бесполезно практиковать все прочие добродетели в мире!

Брахмачарья (целибат).

Это то,что называют "целебатом".Брахмачарью определяют как контроль над сексом.Фактически это подъем эмоционального сознания на план Космического Сознания.Это дает нейтрализацию сексуальной полярности.Секс это не вид физической деятельности,как многие считают, а умственная черта или наклонность,которой природа наделила все живущие виды для того,чтобы они размножались.Секс из потакания желанию отличается от секса для продолжения рода. Все животные и растения наделены от природа вторым...Человек существо живет сексом больше,чем требуется. Поэтому связь между необходимостью воспроизводства и удовольствием от секса разорвана. Это вызвало необходимость поднять его ум выше влияния секса практикой йоги.

Попытки победить инстинкт, держа его на голодном пайке и благочестивые мысли о сексе- нездоровы и не являются методами, предписанными в практике йоги.. Эффективный и ненасильственный способ освобождения от секса- это создать для ума новый центр деятельности с помощью компании людей с божественным магнетизмом. Этот процесс называется брахмачарья. Благотворные результаты брахмачарьи- полное оживление и гальванизация всех видов деятельности ученика. Это дает равновесие интеллекта и эмоций, а также вдохновение и возможность реорганизовать ценности своей жизни ( Сила воли). Достигается очищение психических способностей и переход их с личностного уровня и уровня среды на безличный способ выражения.

Апариргаха.

Это великое качество, которое следует практиковать- не принимать никаких даров и не ожидать, что что-то будет дано просто так, включая лесть и благодарность. Вещей,которых не следует принимать,  не следует желать в уме. Истинный дух непринятия даров заключается в том, что нужно в свою очередь давать в два раза больше, чем получаешь. Благодаря этому можно жить в духе благотворительности. Также Апаригаха освобождает  ученика от того, что он будет кому-то чем-то обязан. Это развивает скромность и делает возможной настоящую независимость в жизни.

Кроме вышеизложенного, Яма включает в себя терпение,смелость,регулирование питания и чистоту, а также прямоту и сострадание.

Сострадание - это безусловное милосердие. Если кто-то готов простить другого человека и стараться ему помочь выбраться из нужды, тогда он продвигается в практике йоги. Если человеческие чувства преодолевают религиозные, расовые и видовые барьеры и человек способен сопереживать другим людям и растениям, тогда говорят, что в нем есть сострадание.

Прямота. Прямое мышление,речь и действие облегчают вес собственных комплексов человека. Человек должен быть способен в любой момент выразить ту мысль,которая у него в уме.

Терпимость. Терпимость - это не выдержка, а чувство легкости в общении с человеком,имеющим недостатки. Прощать недостатки других для духовного человека- приятная игра, а для обычного человека- это жертва и бремя. Помните,что у вас тоже есть недостатки и что вы не будете выше остальных даже после долгого периода практики йоги. Несовершенства  в ком- либо принадлежат самому человеку и не являются предметом обсуждения для других.Указывать на чужие недостатки для ученика йоги является дурным тоном.

Выдержка. Выдержка тоже включается в яму.Термин "дхрити" на санскрите означает стойкость,выдержку и самообладание. .Это качество не позволяет уступать неблагоприятным обстоятельствам.

Регулирование питания. Нужно понимать отличие потребности от желания. Следует принимать пищу для удовлетворения потребности, согласно своей конституции и своему аппетиту. Привязанность к вкусу необходимо постепенно нейтрализовать. Вкусом можно наслаждаться,но есть ради вкуса не следует. Помните,что еда требуется для поддержания тела, а не удовлетворения  вкуса. Нужно выбирать питательные и сбалансированные виды продуктов, не очень острые и возбуждающие. Плотных обедов следует избегать. "Жидкая" диета - один из ключей к быстрому прогрессу. Безжизненная пища- жареная,пригоревшая,вареная, с которой слита вода - тоже следует избегать.

Еще одна важная вещь- соблюдать строгий график еды, питья и сна. Если после еды леко говорить,ходить, смеяться,кричать,значит, выбор еды был правильным. Не следует морить себя голодом Настоящей практике йоги помогает то количество еды,которое не больше и не меньше нужного. Еще один важный момент состоит в том,что любая еда, не оплаченная деньгами или услугами, препятствует прогрессу в йоге.

Чистота. Чистота бывает двух видов - внешняя и внутренняя. Внешней чистоте способствует ежедневное мытье тела и ношение чистой одежды, смена белья, на котором спишь. Внешняя чистота более тонкой природы достигается исполнением повседневных ритуалов.

Внутренняя чистота означает чистоту мыслей и намерений. Убедитесь ,что ни одна мысль не сможет ранить никого, где бы он ни находился!

Когда вышеприведенным шагам удается точно следовать,можно сказать, что ученик достиг ямы,первого шага!

( по материалам книги Э. Кришнамачарья. "Йога как наука о человеке").

 

 

Поделиться: