Поиск

Термин "нияма" означает регулирование, или соблюдение некоторых шагов,имеющих прогрессирующий характер. Разница между ямой и ниямой в том, что первая предназначена для устранения любых нежелательных элементов, тогда как вторая - для выполнения определенных обязанностей. В нияме тоже 10 шагов:

1.Тапас, или огненное устремление;

2. Сантоша, или довольство;

3. Астикья, или божественный оптимизм;

4. Дана, или благотворительность;

5. Пуджа, или поклонение;

6. Сиддханта шравана, или слушание учений и писаний;

7. Хри, или скромность;

8. Мати, или способность различать;

9. Джапа, или медитация;

10. Хутха, или огненное приношение.

Вот,как трактует Э.Кришнамачарья некоторые из них:

Тапас.

Тапас требуется чтобы пробудить подлинное спокойствие или самообладание, совершенный контроль над личностью. Различаются 3 вида тапаса: а) физический,это- собирание вещей для служения Богу и посвященным старшим,отцу,матери и наставнику, также он включает чистоту,прямоту,целибат и неприченение вреда; б) тапас речи; она не должна влиять на благосостояние,чужое или свое,должна быть приятной и доброжелательной, сюда входит и чтение писаний; и) умственный тапас включает поддержание ума в благости в себе и другим,мягкость в поведении,ментальное молчание,самоконтрольи чистота мыслей. Этот тройственный тапас прямо ведет к Богу. Так говорил Кришна.

  Мучение физического тела многими изнурительными методами поста и самоисязания - вовсе не тапас. В Бхагавад- гите такое осуждается. "Те,кто применяют изнурительные и ненаучные пытки, внушаемы лицемерием и эгоизмом. Они проводят эти практики, движимые своими желаниями и привязанностями. Они угнетают 5 состояний материи в своих телах и также Меня в телах. Поэтому они поступают глупо".

Сантоша.

Это свойство не пытаться достичь чего-либо материального или умственного, в чем нет потребности. Потребности имеют только физический характер, тогда как желания - умственный. Ум должен быть настроен на потребности, свои и чужие.Тогда он не оставляет место для желаний. Нужно заботиться о пище,питье и невызывающей одежде. Все,что сверх этого отвлекает ученика от основной практики.

Астикья.

Обычно это понимают как веру в Бога. В истинном смысле сюда входит приобретение веры в добродетель,доброту,общественный порядок,нравственное поведение, почтение и повиновение старшим,наставникам. Прежде всего, это способ приобретения доверия, веры в нечто, формирующее существование всех существ. Фактически , это правильная вера в существование Бога. "Истинная вера- это растущее сознание нового измерения. Правильная вера в Бога позволяет божественной природе фокусироваться через человека, тогда как неверие заставляет ум страдать от недостатки фокусировки, ведь Бог- это фоновое Бытие, на основе которого существует все. Бог существует только для тех, кто начинает в него верить". Правильная вера заставляет человека воспитывать добродетель ради нее самой, а не искать признания и поощрений или преимуществ от нее.

Дана.

Нужно делиться частью заработанного с подходящими людьми. Определяют их по реальной нужде. Практика добродетели даяния другим воспитывает настоящую Любовь. Наше сочувствие тем,кто никак с нами не связан, есть проверка на милосердие.

Пуджа.

Поклонение Творцу- пятое,что нужно практиковать. Поклонение приводит ученика к Божественности. Он живет как Бог в медитации, пока проводит поклонение. В процессе этого он ощущает присутствие в себе своей собственной сущности. Поклонение бывает многих уровней - от поклонения идолам до высшего преданного служения. Ни один из них не является ложным. Поклонение имеет целью освободить поклоняющихся от предполагаемых уровней, на которые они себя ставят, а потому среди методов поклонения нет ни низких, ни высоких. Учащемуся йоге следует практиковать поклонение Всемогущему через служение,исполнение своего долга,достойное поведение и т.д.

 

 

 

 

Поделиться: