В таком случае, нет необходимости беспокоиться о поиске чаши, которая была очевидно сделана как поющая. Хотя некоторые чаши обладают прекрасным звуком, но на самом-то деле важна не «красота» звука. Встречаются чаши, которые звучат нестройно для западного слуха, они, тем не менее, обладают удивительным освобождающим эффектом. Именно такие чаши обычно ищут звукотерапевты. Каждый, кто ищет свою поющую чашу, прежде всего ищет чашу, которая «затронет» его. Он ищет чашу, которая заставит его глубоко вздохнуть и вселит в него теплое чувство, растекающееся по всему телу. Он чувствует, что звук уносит его, и именно это привлекает его. Сами почувствуйте. Не полагайтесь на суждения другого о чаше.
Каждый человек представляет собой уникальный звучащий инструмент и заставит чашу резонировать по- разному. Поэтому одна и та же чаша будет иначе резонировать для разных людей. К тому же, человек меняется каждое мгновение, как физически, так и духовно, поэтому одна и та же чаша будет звучать по-разному в различных ситуациях. Для некоторых людей высокие ноты резонируют дольше, с другими высокие ноты быстро затухают, а низкие звучат дольше.
Не стоит начинать с поисков «красивых» чаш или «ужасных» звуков в обычном значении слова. Не ищите что-либо исключительное. Звук каждой чаши уникален вне зависимости от того, издается ли он маленькой непривлекательной чашей или великолепной чашей размером с современную ножную ванну.
Существует несколько путей выбора поющей чаши. Некоторые люди понимают, нравится ли им чаша или нет, услышав ее звучание всего лишь раз. Они способны прийти к интуитивному решению очень быстро.
Тот, кто чувствует себя менее уверенно, но все же хочет решить, опираясь на интуицию, может применить следующий способ выбора чаши.
Сначала поставьте чашу на стол, покрытый скатертью, полотенцем или другим мягким материалом. Разместите один или два пальца посередине основания чаши. Теперь ударьте по краю чаши небольшим молотком, дайте звуку прозвучать и вслушайтесь в тон и резонанс чаши.
Если вам покажется, что чаша приглашает вас к близкому знакомству, поместите чашу на ладони. Вытяните руку так, чтобы вам было легко держать чашу перед собой. Снова ударьте по чаше и дайте звуку прозвучать.
Затем, ударив по чаше, медленно приблизьте ее к себе. Разместите чашу около живота, чуть ниже пупка. Вновь ударьте по чаше. Очень важно, чтобы вы слушали звук не ушами, но направили бы все свое внимание на свое тело. Что вы чувствуете? Какие сигналы подает организм как отражение вибраций чаши?
Не торопитесь. Даже если есть самая незначительная отрицательная реакция, то это не подходящая для вас чаша на этот момент. Просто это означает, что вы не гармонируете с этой чашей.
Если же неприятия нет, ударьте по чаше еще раз и поднимайте ее к сердцу. Затем остановитесь и, ударив по чаше, позвольте ей резонировать. Вновь проверьте реакцию организма.
Если отрицательные ощущения отсутствуют, повторите процесс, удерживая резонирующую чашу под вашим слегка выдающимся подбородком, и затем поднимите ее к основанию носа.
Если вы приложите усилия познакомиться с чашей таким образом, у вас есть хороший шанс найти чашу, которая гармонизировала бы с вами и вашим телом.
Если ваше тело сильно отвергает чашу, вы, возможно, даже почувствуете тошноту, то будет лучше вообще забыть об идее работать с поющими чашами. Это не подразумевает плохие, хорошие или двойственные суждения. Это лишь означает, что есть различия между людьми и тем, по каким путям они ходят.
Если когда-либо вы захотите купить вторую или третью поющую чашу, или даже больше, не избавляйтесь от тех, которые у вас уже есть, если, конечно, у вас их не слишком много. Но к тому времени вы в любом случае уже научитесь выбирать чашу. Нет необходимости приобретать десятки чаш, сильно отличающихся в размерах. Невозможно собрать «оркестр поющих чаш» с мелодичным и гармоничным звучанием, с которым мы знакомы на Западе.
Чистый текущий звук поющих чаш создает гармонию, которая отличается от той, к которой мы привыкли. Ударяя по двум или трем чашам по очереди, вы можете открыть абсолютно новые гармоники и аккорды, и вы физически почувствуете, притягивают ли они вас.
Поющие чаши издают звуки разными способами. Первое, что вам необходимо, это «бита для гонга». Размер биты зависит от чаши. Нет каких-либо четких указаний в данном вопросе.
«Биты для гонга» представляют собой молоточки для ударных музыкальных инструментов, покрытые войлоком или шерстью. Это вопрос проб или ошибок, так как у каждой чаши особые требования. Одни чаши звучат лучше с мягким молоточком, другим больше подходит жесткая бита.
Как правило, большая бита извлекает полное богатство звука из большой чаши, в то время как для маленьких чаш лучше использовать биты поменьше. В действительности, для любой чаши могут применяться различные биты. Каждая бита извлекает свой звук из целого ряда основных нот и гармоник.
Если вам нравится экспериментировать, в качестве биты вы можете использовать все что угодно. Можно использовать только один молоточек или попробовать работать одновременно с двумя одинаковой формы. Предоставив свободу своей изобретательности и любви к игре на поющих чашах, вы сделаете множество удивительных открытий.
Другой способ извлечения звука из поющей чаши состоит в трении твердой палочки о край чаши. Это производит такой же эффект, как трение влажного пальца по краю хрусталя. Слышен полный поющий тон, становящийся постепенно громче. По мнению некоторых специалистов, шаманы в Гималаях использовали чаши таким образом для получения поющего звука. Лучше всего тереть круглой палочкой или битой из твердого дерева. Чем меньше палочка, тем выше тон. Таким образом, лучше использовать тонкую палочку для маленьких чаш с высоким тоном.
Чрезвычайно трудно работать на больших чашах с помощью тонкой палочки. Вибрация по краю большой чаши может быть настолько сильной, что палочка начинает «плясать», что приводит к неприятному грохочущему звуку.
Вы можете избежать подобного грохота несколькими способами. Можно жестко и равномерно нажимать на край чаши при перемещении биты, чтобы избежать ее подпрыгивания. Также можно использовать более толстую биту. Пестик от большой деревянной ступы очень хорошо подошел бы. В конце концов, существует и другая техника. Она заключается в трении палочки в одном определенном месте на ободе чаши. Часто легче использовать этот способ для получения поющего тона из действительно большой поющей чаши.
Во всех этих способах большое влияние на звук и высоту тона оказывают сила давления на палочку и скорость трения палочки о чашу.
Проникновенный поющий звук, создаваемый при натирании чаши, появляется вследствие того, что подчеркивается и развивается одна из гармоник. Чтобы избежать неприятного звука соприкосновения дерева с металлом, многие владельцы поющих чаш покрывают пленкой те части палочки, которые непосредственно соприкасаются с чашей. Эта пленка должна быть прочной и гладкой, чтобы выдерживать трение и смягчать резкие звуки.
Этот краткий перечень способов работы с чашами показывает, что возможно все. Многие люди сами делают палочки для своих чаш.
Слушание
Слушание чаши начинается просто. Сядьте и расслабьтесь. Держите чашу на ладони или поставьте ее перед собой на жесткую подушку или кусок мягкой материи. Дайте звуку прозвучать. Вслушайтесь в звук с закрытыми глазами. Начните с познания звука как единого целого. После того как звук чаши станет вам хорошо знаком, вы можете начать слушать его аналитически.
Чтобы различать высоту нот, познать и понять природу каждого тона, необходимо помнить, что у каждого звука есть форма и длина волны. Слушая, попробуйте распознавать ритм различных тонов.Концентрируйтесь на одном тоне, при необходимости сопровождая его движением руки или всего тела. Так можно познать не только различные тона, но и различные волновые модели у одной чаши.
Вы можете открыть эти формы звука, если будете слушать не только ушами, но и всем телом.
Вы можете держать чашу на разном расстоянии от себя или даже ставить ее на разные части тела и слушать.
Когда вы испробуете все это, полезно прекратить анализировать и дать звуку чаши существовать как целое. Даже когда звук исчез, вы можете продолжать слушать его внутренним слухом. Куда исчез звук? Что вы слышите в текущей тишине? Каков звук вашего собственного тела? Вашей сущности? Тишины?
Существует несколько способов почувствовать звук. Разместив чашу около себя или на своем теле, вы почувствуете вибрации, распространяющиеся по телу. У одной чаши может быть волновая модель из длинных волн, у другой — звук, излучающий меньшие, ограниченные вибрации, а третья чаша может оставить впечатление, как будто звук проходит прямо через ваше тело. Если вы ляжете и расслабитесь, поставите чашу попеременно на разные части тела, такие как живот, грудь или даже голову, вы почувствуете воздействие звука всеми возможными способами. Сидя на стуле, вы можете ставить чашу на ступни, колени и бедра. Таким образом, вы испытаете разные физические ощущения и различные звуки.
При работе с большими чашами можно почувствовать вибрации, приблизив руку к краю чаши, где вы ощутите поток теплого воздушного излучения. Когда вы научитесь чувствовать такие вибрации, вы можете попытаться ощутить формы целого звука вокруг и внутри чаши. Другой способ почувствовать звуковые вибрации и впитать их в себя состоит в том, чтобы погладить рукой по чаше сразу после того, как по ней ударили.
Также можно дотрагиваться до вибрирующей чаши языком или губами. С закрытыми глазами, не касаясь чаши, вы можете попробовать ощутить, где звук колеблется сильнее всего и какие чувства при этом возникают в разных частях тела: чувство освобождения, расслабления, гармонии или возбуждения.
После этих упражнений и концентрации на восприятии звука телом может быть полезно вернуться к чистому звуку и дать ему звучать, при этом ни о чем не думая и ничего не анализируя. Делайте в точности то, что делает чаша: наполните воздух движением. Выдыхайте с силой. Сделайте несколько глубоких спокойных вздохов. Опыт и понимание приходят к нам, когда мы способны отпускать...
( по книге Евы Руди Янсен «Поющие чащи»).