«Свара йога – путь к пониманию вашего прошлого, наилучшего устройства жизни в настоящем и проникновение в ваше будущее. Это можно осуществить при помощи определенного дыхания свара йоги». Парамахамса Сатьянани.
Свара йога – древнейшая наука о пране и биоритмах физического тела.
Современные ученые уже заинтересовались древнейшей научной информацией, которую сохранила до наших дней традиция свара йоги. Исследуя электромагнитные поля и энергетическую природу человеческого тела, ученые обнаружили удивительные совпадения между откровениями древних текстов и своими открытиями в области биоэнергетики и психотроники. В последнее время наблюдается повышенный интерес к свара йоге во всем мире, так как она стремительно расширяет сознание, приумножая пранические и интеллектуальные силы. Эта система опирается на научную основу, оперирует логикой, учитывает всесторонние взаимосвязи физического бытия и управляет психофизическими силами.
Свара йога – древнейшая ,которая наука разъясняет, как можно управлять праной, если научиться разумно манипулировать дыханием.
Хотя свара йога практикуется в Индии с давних пор, о ней все еще мало знают как на Западе, так и на Востоке. Это, возможно, объясняется тем, что ее всегда рассматривали как таинственную эзотерическую науку, которая может нанести человеку вред, если он будет неправильно ее культивировать. Поэтому эта древняя традиция сохранялась в строжайшем секрете опытными йогинами, которые донесли до наших дней все ее практики. Свара йогу оберегали даже больше, чем большинство тантрических традиций. Инициация (посвящение) давалась непосредственно только из уст учителя в ухо ученика. По этой причине о теории и практике этой тайной науки было написано очень мало – мы порой находим лишь скупые сноски и примечания даже в йогических и тантрических текстах и, соответственно, в английских переводах.
Свара этимологически означает звук собственного дыхания, а йога – единство. Поэтому свара йога обеспечивает состояние единства, которое достигается посредством дыхания. Практикуя свара йогу, можно понять дыхание, как промежуточное звено в общей цепи жизненных космических сил.
Роль дыхания в человеческой жизни невозможно переоценить. Древние риши (или провидцы) еще в глубочайшей древности были знакомы с наукой дыхания и использовали могучие методы воздействия дыхания на психофизическую деятельность человека. Свара йогу, однако, нельзя отождествлять с пранаямой, которая также использует различные аспекты дыхания.Свара йога опирается на анализ дыхания и значение различных пранических ритмов, в то время как пранаяма акцентирует техники накопления, контроля и перераспределения праны.
Отсюда следует, что свара йога вовлекает практику пранаямы, но является наиболее расширенной, интенсивной и точной наукой. В таких йогических текстах, как Шива Самхита или Горакша Сатарка, а также в различных Упанишадах, можно найти рассуждения о функциях праны. Однако главным письменным источником свара йоги является Шива Свародайя. Шива – это Высшее Сознание, свара – это поток дыхания, а удайя – пробуждение или возвышение. Таким образом, Шива Свародайя устами Шивы разъясняет все типы дыхания и пранических ритмов.
Установлено, что физическое воздействие дыхания на сознание является очень тонким и поэтому свара йога также является очень тонкой наукой, которая пробуждает в человеке высший потенциал. Интересно, что в других традиционных системах также акцентируется подобный аспект свара йоги. Так, например, в учении даосизма сказано, что если медитировать на дыхание, в физическое тело человека проникают космические божества или силы. Известно, что если поститься на одном дыхании, непотребляя никакой пищи, можно полностью очистить и укрепить себя, и тогда сознание может воспарить к небесам, где вечная жизнь ощущается не только душой, но и телом.
Таким образом, свара йога не только помогает тем, кто верит в высшую Реальность, но также и тем, кто не имеет подобной веры и, тем не менее, к своему изумлению обнаружит много таких истин, которые имеют непосредственное отношение именно к этой Реальности. Свара йога – это путь, который ведет к совершенному опыту и пробуждению цельного существа. Однако для того, чтобы правильно практиковать свара йогу, необходимо понять ее. Эта наука опирается на законы праны и дыхания. Следует знать, как функционируют эти пранические потоки в физическом теле человека и как они воздействуют на ум. Прана проявляется различным образом и по-разному воздействует на каждый орган тела и весь организм в целом.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СВАРА-ЙОГИ ( отдельные аспекты).
Под термином свара подразумевается нечто гораздо более важное, чем воздух, который струится сквозь ноздри. Кроме воздуха существует еще пранический поток, как очень тонкий и жизненный аспект дыхания.
Изучению дыхания вообще уделяется чрезвычайно мало внимания, хотя дыхание – важнейшая функция тела. Дыхание продолжается день и ночь, двадцать четыре часа в сутки – осознаем мы это или нет. Дыхание – самое ценное сокровище человека, потому что без него он не проживет и нескольких минут. Говорят, что человек рождается один и умирает один, но это не совсем так – он рождается вместе со своим дыханием и умирает, унося с собой свою тонкую прану, которая является сущностью его дыхания.
Дыхание – спутник и друг человека. Поэтому Упанишады называют свару атмасваруп или брахмасваруп, а это означает, что человек является частью Брахмы или универсального сознания. Кто постиг сущность дыхания, тот постиг сущность души (атмы). Вот почему дыхание – это не просто обыкновенный физический процесс, но определенная информация и закодированное послание.
Для духовного ученика дыхание служит средством достижения высшей цели. Обычное дыхание представляет механическую функцию физического тела, но свара йога рассматривает дыхание как процесс, которым можно манипулировать и управлять.
Попеременное дыхание.
Если вы понаблюдаете за своим дыханием, то заметите, что иногда дышите более свободно одной ноздрей, а иногда – другой, хотя кажется, что дышите обеими ноздрями. Какое-то время активно работает правый носовой канал, а затем что-то блокирует его, он закрывается и постепенно открывается левый носовой канал. Что это означает?
С физиологической точки зрения происходят определенные стимулирующие воздействия на нервную систему. Но свара йога утверждает, что наблюдается определенное воздействие и на работу мозга, который требует особого и систематического регулирования. Свара йога объясняет, каким образом регулярно меняются потоки свары, и здесь всё научно объяснимо. Каждый час-полтора активность одного канала сменяется активностью другого, и этот ритм регулирует все психологические и физиологические процессы организма. Если ритм свары нарушен, это означает, что какие-то органы или системы организма функционируют не должным образом.
Три свары.
Факт, что мы дышим попеременно то одной ноздрей, то другой является очень значительным в свара йоге, потому что указывает на проявление различных потоков свары. Одна свара течет сквозь левую ноздрю, другая – сквозь правую, а третья – через обе ноздри вместе. Разные свары влияют на нас не одинаково, стимулируя различные энергетические центры и узлы нервной системы. И нет ничего случайного в том, что свара в одно время избирает правую ноздрю, а в другое – левую. Ритм попеременного дыхания левой и правой ноздрей органично связан как с биоритмами тела, так и с левым и правым полушариями мозга.
В человеческом теле три свары соответствуют трем главным системам, которые можно назвать триединством: ум – одна система, жизненная сила – другая, а дух и душа – третья.
Свара йога называет ум читтой, силу жизни – праной, а дух – атмой.
Читта управляет пятью органами восприятия (глазами, носом, языком, ушами и кожей), прана – пятью органами действия (речью, руками, ногами, органами размножения и выделения), а атма является абсолютным свидетелем и контролером всех процессов.
Когда поток свары свободно проходит сквозь левую ноздрю, это указывает на активность умственной силы читты, которая является преобладающей по сравнению с силой праны. Когда же активизируется правая ноздря – положение диаметрально изменяется: силы праны возрастают, а силы ума истощаются. Но когда обе ноздри активны, это указывает на преобладающую силу духовной энергии, силу атмы.
Движения свар.
Свара йога дает нам возможность понять природу дыхания и его влияния на тело, потому что различные потоки свары управляют различными действиями (ментальными, физическими и духовными). Когда вы практикуете медитацию, молитесь или созерцаете Истину – это духовное действие; когда вы идете, разговариваете, совершаете естественные отправления, едите, перевариваете пищу – это физическое действие; но когда вы взволнованны или вас одолевают мысли, когда вы заучиваете наизусть поэму, песню или что-либо планируете – это умственное действие. Даже если вы испытываете сочувствие или жалость к кому-то или вы рассержены на кого-то – это также умственное действие.
Итак, все наши действия можно систематизировать по трем основным категориям, и каждое из этих действий контролируется соответствующим потоком свары.
Левая свара осуществляет контроль над умственными действиями, правая свара контролирует физические действия, а обе свары вместе следят за духовными действиями. Это означает, что, если вы медитируете тогда, когда у вас активна правая ноздря – возникнут физические проблемы и дискомфорт тела. Если у вас активна левая ноздря – физически вы не будете испытывать беспокойства, но ум будет блуждать. Но когда обе ноздри открыты – ум однонаправлен и готов к процессу медитации.
Поэтому в свара йоге очень важно соотносить ваши желания с вашими возможностями – иными словами, совершать те действия, которым благоприятствует свара. Для этого необходимо научиться контролировать свару так, чтобы она содействовала тем действиям, которые вы желаете предпринять или приспосабливаться к тем потокам свары, которые будут благоприятствовать вашим действиям. Так наука свара йоги гармонизирует ум и тело, согласуя их функции с активностью свары.
Ида, пингала и сушумна.
До сих пор мы говорили о дыхании, которое создает энергетический поток в теле. Этот поток йога называет нади. Сквозь ноздри проходят три различных потока энергии; ида, пингала и сушумна. Левая ноздря связана с ида нади, правая – с пингала нади, но когда обе ноздри свободно функционируют вместе, стимулируется сушумна.
Потоки энергии, возникшие в левой и правой сваре, действуют наподобие положительных и отрицательных полюсов в электрической цепи. Левая свара похожа на отрицательный полюс, а правая на положительный полюс. Когда активна правая ноздря, пингала стимулирует физическое тело. Когда активна левая ноздря, ида стимулирует ум. В тот период времени, когда происходит чередование потоков свары, обе ноздри активизируются одновременно и тогда сушумна нади стимулирует атму или духовный потенциал. Но это обычно происходит только в течение двух минут.
В сушумне происходят все духовные действия, и все йогические и тантрические системы нацелены на активизацию этого канала. Сушумна расположена внутри позвоночного столба и соединяется с идой и пингалой в аджна чакре, в области межбровья. Высшая духовная мощь кундалини шакти должна быть направлена именно в сушумну. Когда обе ноздри становятся активны, это указывает на то, что канал сушумны свободен. Поэтому очень важно иметь уравновешенное дыхание, которое открывает сушумну для той цели, на которую она предназначена.
Когда сушумна активизирована, психофизические энергетические потоки становятся четкими и ритмичными, мысли безмолвствуют, ум спокоен. Поэтому подобное состояние называют шунья свара. Слово шунья означает пустотность. Для йогина этот тип свары очень важен, потому что он непосредственно и практически приближает его к дхьяне.
Следовательно, цель свара йоги заключается в том, чтобы развивать шунья свару посредством попеременного дыхания.
Объем дыхания глубже объема легких Что означает поток каждой свары и почему он постоянно меняется? На этот вопрос может ответить свара йога. В свара шастрах сказано, что доскональное знание свара йоги может дать только гуру. Но шастры, однако, подсказывают нам, что свара – это прана или жизненная энергетическая сила, которая является одновременно и средой для распространения прана шакти по всему телу. Поэтому сфера действия свары и, так сказать, ее «легкие» не ограничены ребрами или какими-то рамками, что особенно важно для тонких и духовных миров.
Мундака Упанишада сравнивает свару с тетивой, которая нацеливает стрелу сознания на то, чтобы она попала точно в Атман или универсальный дух. Таким образом, дыхание не только поддерживает физическое тело, но представляет ту среду, в которой живет и развивается сознание.
Современную медицину интересуют органические функции дыхания – и это правильно, но свара йога предлагает более глубокое проникновение в природу дыхания, потому что существование человека не начинается и не заканчивается физическим телом. Вне физического тела также существуют энергии, вне этих энергий существуют тончайшие эманации ума, вне этих эманаций живет сознание, а вне индивидуального сознания – Сверхсознание. Поэтому свара йога изучает энергетический поток в целом, чтобы проникнуть в глубины и беспредельность ума, сознания и космоса.
Свара йога объясняет, что идой и пингалой (двумя главными энергетическими цепями) можно управлять при помощи дыхания. Если нарушено свободное прохождение пранических потоков в этих двух каналах, дыхание также будет затруднено в левой ноздре (ида) или в правой (пингала). Электроносографические исследования показали, что энергетическим потенциалом насыщена слизистая мембрана носа, но степень этой концентрации в разных ноздрях различна (*6) и зависит от общего психофизического состояния личности. В связи с этим мы можем вместе со свара йогой сделать вывод, что наука, наконец, установила прямую связь между прохождением воздуха через левую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по левой стороне позвоночного столба, и наоборот – между прохождением воздуха через правую ноздрю и электромагнитными токами, протекающими по правой стороне позвоночного столба. С точки зрения свара йоги это очень важно, так как отрицательный канал иды начинается и заканчивается на левой половине тела и потому ида контролирует именно эту область, а положительный канал пингалы начинается и заканчивается на правой половине тела и потому пингала контролирует правую сторону.
Следовательно, если наблюдается нарушение в ритмах или циклах дыхания, следует ожидать аналогичную реакцию в той или иной части тела. Наука свара йоги давно обратила внимание на то, что ида и пингала функционируют ритмично и альтернативно. Исследователи заметили, что нарушение гормональных циклов и биоритмов можно упорядочить, если устранить напряженность в слизистой оболочке носа . Чтобы восстановить равновесие тела, ума и праны, Хатха Йога Прадипика предлагает: «Вдохни прану через левую ноздрю, задержи дыхание и выдохни через правую. Затем вдохни правой ноздрей, задержи дыхание и выдохни через левую ноздрю» (2:10). Эта специфическая практика известна, как нади шодхана пранаяма. Свара йога рекомендует совершать ее регулярно, так как она чрезвычайно важна для баланса пранических потоков.
В свара йоге функция дыхания описана с научной точки зрения вполне корректно. Когда сознание поглощено дыханием, его движением, его звуками, оно становится тем транспортным средством, которое позволяет транзитом пересечь поверхностные уровни ума и получить более высокий опыт, свободный от влияния внешних чувств. Йога и тантра объясняют, что дыхание вибрирует под воздействием праны. Но каждая вибрация сопровождается звуком.
Поэтому и дыхание также имеет специфический звук, который можно уловить на специфическом уровне сознания. В Йоге Чудамани Упанишаде сказано: «Дыхание выходит со звуком ХАМ и входит со звуком СО. Поэтому каждый на протяжении 24 часов в сутки бессознательно и невольно повторяет мантру ХАМ-СО около 21.600 раз. Такое непрерывное повторение мантры называется аджапа джапа» (V.31-32). Далее в Упанишаде говорится о том, что если эту мантру сознательно сопровождать дыханием, звук мантры можно услышать внутренним ухом. Чуткое вслушивание в эту вибрацию освобождает человека от кармы и самскар. Чтобы исследовать это явление, необходимо практически испытать эффекты мантры дыхания на различных уровнях ума и сознания.
Поэтому древние риши и йогины, которые при помощи медитации поднимались до более высоких уровней сознания, могли воспринимать звуки более тонких вибраций. Уже до вхождения в трансцендентальное состояние они слышали звук входящего и выходящего дыхания и то, что они слышали, был звук ХАМ СО ХАМ СО ХАМ. Звук присутствует и в диапазоне турии, но в этом состоянии утрачивается чувство индивидуальности, которая могла бы зафиксировать этот факт. Это – звук вселенной, вибрация АУМ. В бессознательной области вибрирует ХАМ СО. Когда устраняется субъективность ограниченного ума, завеса между ХАМ (Шакти, индивидуальная джива) и СО (Шива, космическое сознание) исчезает, как иллюзия. Поэтому между звуком дыхания и различными уровнями сознания существует непосредственная связь.