Поиск

В своей жизни мы порой страдаем от неблагоприятных обстоя­тельств, несчастных случаев и болезней, которые неожиданно обруши­ваются на нас без всякой видимой причины. На самом деле это влияние космических сил, которые лишают нас равновесия физически, психи­чески и духовно.

Как бы мы сами к этому ни относились, такие происшествия отнюдь не случайны: через них проявляется действие универсального закона кармы. (Как, впрочем, и через все другие события нашей жизни.) Причина всегда кроется в нашем собственном образе мыслей, наших действиях, словах и мыслях — в этой жизни или в предыдущих. Даже если у нас нет дурных намерений, к сожалению, слишком часто в наших действиях сказывается недостаток знаний и осознанности. Яд действует, даже если его мы выпили, не подозревая о пагубных последствиях. Точно так же мы рано или поздно ощутим на себе болезненное воздействие космического закона, который был неосознанно нами нарушен.

Три силы судьбы влияют на нас с самого рождения.

Это тритапас:

  • адхибхаутика,
  • адхидайвика,
  • адхъятмика.

Адхибхаутика — это разнообразные разрушительные воздействия внешнего мира, которые исходят от природы или живых существ. К ним относятся наши страдания от жары, холода, шума, таких явлений природы, как наводнения, ураганы и землетрясения, а также от напа­дения диких зверей, злоумышленников и т. п.

Адхидайвика — это беспокойство, которое доставляют астральные силы и существа. К примеру, они могут быть причиной непредвиденных несчастных случаев, психических расстройств, страхов и депрессии.

Адхьятмика — это воздействия, которые идут с энергетического плана вибраций таттв (первоэлементов). Наряду со многим другим, они могут активизировать физические заболевания или нарушения психики.

У нас есть возможность уменьшить воздействие адхибхаутики, при­няв меры предосторожности, укрепив стены, поставив замки и запоры и т. п. Но эти средства бессильны противостоять силам адхидайвики и адхьятмики. От них можно защититься только с помощью молитв, мантр и шатсампатти — шести сокровищ.

 

Шатсампатти: шесть сокровищ.

Глубоко в нас таятся шесть необычайных способностей, которые помогают преодолевать влияния тритапаса и барьеры малы, викшепы и авараны. Что это за сокровища и как их отыскать? Чтобы овладеть ими, требуется напряженное самонаблюдение и тренировка сознания. Но сначала нужно осознать, что нам мешает увидеть этих наших вну­тренних друзей и помощников.

У нас внутри есть четыре недруга, которые чинят нам препятствия:

  • кама — страсть,
  • кродха — гнев,
  • моха — заблуждения,
  • лобха — жадность.

Главная при­чина наших ментальных, психических или физических страданий и наших привязанностей — это наши ложные представления, заблужде­ния, иллюзии. Именно в них лежит причина депрессии, страха, ревности и тоски. Привязанность всегда связана со страхом. Даже в моменты счастья мы испытываем страх потерять то, в чем мы, по нашему мне­нию, нуждаемся для счастья. Усилия защитить и приумножить то, что мы считаем своей собственностью, укрепляют и подпитывают наши страсти и желания. А страх потери приводит к вспышкам гнева, рев­ности и враждебности.

Естественно, нам нужно заботиться о своем имуществе и ухаживать за ним. Конечно же, нам следует любить и проявлять заботу о детях, близких и друзьях. Но при этом очень важно уважать их свободу, не ставить никого в зависимость от себя и самим не становиться зависи­мым от кого-либо. Привязанность подобна паутине, которая душит нас и мешает двигаться. Пожалуйста, не поймите меня превратно! Я совсем не имею в виду, что нам не следует владеть вещами или что мы должны покинуть семьи и друзей. Совсем наоборот! Я всем сердцем желаю всем и каждому благополучной и счастливой жизни — но не нужно забывать, что после смерти мы не сможем взять с собой ни копейки и что все земные отношения временны.

Практикуя йогу и следуя этическим принципам, мы можем очистить четыре антахкараны (ум, интеллект, сознание и эго), преодолеть лож­ные привязанности и другие качества, упомянутые выше, и преобразо­вать их деструктивную энергию в конструктивную. И тогда, должным образом подготовленные, мы можем приступить к извлечению на свет шатсампатти, или шести сокровищ.

Вот эти сокровища:

  • шама,
  • дама,
  • шраддха,
  • титикша,
  • упарати.
  • самадхана.

    Шалла — это внутреннее молчание и спокойствие. Мы достигаем его, когда отвращаем ум и чувства от суеты внешнего мира и сосредото­чиваем их на внутреннем «Я».

    Дама означает самоконтроль. Если мы управляем своими чувствами, мыслями и эмоциями с помощью интеллекта (буддхи), чтобы они не неслись наобум, как дикие кони, то можем избежать опрометчивых действий и уберечься от проблем и страданий в будущем.

     

     

    Шраддха — это доверие. Доверие совершенно необходимо и для духовных, и для сугубо мирских отношений. Где отсутствует дове­рие, там вырастает сомнение, которое постепенно разрушает любовь.

    Кому следует доверять? Себе — в первую очередь! Многие люди поте­ряли уверенность в себе. Через открытие своих внутренних сокровищ вы снова обретаете уверенность в себе.

    Следующее. Верьте в свой путь и свою цель, чтобы ничто и никто не смогли вас поколебать или разубедить. Путь к совершенству требует безусловного доверия. Если вы решили стать на этот путь, не допускайте, чтобы трудности лишили вас уверенности в своих силах. Проявите глубокую решимость в достижении намеченного и скажите себе с внутренней убежденностью: «Я сделаю это». Не думайте: «Я попыта­юсь» — вы вредите себе подобными мыслями. Смело используйте все те возможности, которые предлагает вам судьба, и складывайте плоды ваших усилий в Божьи руки.

     

    Упарати означает возвыситься над вещами, не испытывая зависимо­сти и страха. Когда вы смотрите на мир позитивно, вам нельзя причи­нить никакого вреда, потому что ценный урок можно извлечь из всего, даже из несчастного случая. Страхи и неприятности всегда возникают там, где мы боимся что-то потерять. Богач, окруженный охраной, зам­ками и решетками, на самом деле — узник своего богатства.

    Раджа-йога предписывает апариграху, т. е. нестяжательство, отсут­ствие алчности. Будьте выше мирских вещей и практикуйте самоотре­чение — но не как мучительное отрицание мира, а как освобождаю­щий акт обращения к Богу. Махатма Ганди говорил: «Наслаждение — в самоотречении». Это важное правило жизни.

    Титикша — это самообладание и внутренняя сила. Все понимают, что на жизненном пути они и дальше будут встречаться с трудностями и препятствиями. Возможно ли, чтобы в жизни совсем не было проблем? Не нервничайте, даже если ситуация кажется безнадежной. Помните, что всему приходит конец. Только «Я» неизменно и вечно. Все остальное изменчиво и преходяще, поскольку время движется неумолимо. В теле каждую секунду происходят изменения; мысли, чувства и обстоятель­ства тоже постоянно меняются. Никогда не отчаивайтесь, даже если вам порой становится невмоготу. Обратитесь к Богу за титикшей — вну­тренней силой, мужеством и стойкостью.

    Самадхана, последнее из шести сокровищ, означает внутреннее спо­койствие и способность сохранять устремление к своей цели. Никогда не теряйте цели из виду. Если изнутри поднимается чувство беспокойства и протеста, сядьте, спокойно закройте глаза и тщательно обдумайте ситуацию. Если вы чувствуете, что в вас поднимается волна ярости или злобы, не предпринимайте сразу никаких действий. Оставайтесь бесстрастными и просто наблюдайте за своими эмоциями.

    Таким образом, в широком смысле самадхана означает уход в себя и наблюдение. Когда внутреннее волнение успокоено, можно глубже погрузиться внутрь себя. Только так мы способны узнать истину, реаль­ность и понять смысл всех наших тягот и страданий. Когда мы умеем отстранять свой ум от суетных вещей, мы можем подключаться к выс­шему сознанию внутри нас и узнавать ответы на все наши вопросы.

Поделиться: