Поиск

Бинду — точка

Как и в большинстве мифов, в предании об «источнике вечной моло­дости» есть доля правды. Именно источник молодости, жизненной силы и здоровья находится в бинду-чакре — одном из самых загадочных и удивительных энергетических центров человеческого тела.

Бинду-чакра расположена под макушечным вихрем волос, который имеется у большинства людей. Анатомически это место находится там, где стыкуются затылочная и теменная кости черепа. Направление завихрения волос четко указывает на направление входящего через это место потока космической энергии. У некоторых людей есть два макушечных вихря: это указывает на существование двух энергетиче­ских центров. Такие люди часто обладают исключительной жизненной силой и творческими способностями, но, с другой стороны, могут также быть склонны к гиперактивности и крайней нервозности.

В большинстве книг по йоге бинду-чакра вообще не упоминается, но в тантрической йоге целительным и омолаживающим свойствам этой чакры придается большое значение.

Пока этот энергетический центр «спит», он представляет собой про­сто точку в голове; когда же он пробуждается, из него начинает течь или «капать» энергия. Бинду-чакра оказывает воистину поразительное позитивное воздействие на наше физическое, психическое и духовное здоровье. Это неоценимая помощница на нашем пути духовного раз­вития. Она также помогает успокоить разбушевавшиеся эмоции, дает ощущение гармонии и общего благополучия.

С помощью этой чакры мы можем контролировать чувство голода и жажды и преодолевать нездоровые привычки питания.

Концентрация на бинду-чакре может быть полезна при депрессии, нервозности, хроническом беспокойстве и «ноющем сердце». Легкое нажатие ногтем пальца на место бинду-чакры дает спонтанное ощуще­ние счастья, которое быстро распространяется, достигая сердца. Когда ребенок беспокоен и не хочет идти спать, в течение нескольких минут помассируйте его бинду-чакру мягкими круговыми движениями, это хорошо помогает.

Но самая важная функция бинду-чакры — производство амриты, нектара бессмертия.

В начале «Мантры мира» сказано:

Веди нас из нереальности в реальность.

Веди нас из тьмы к свету.

Веди нас из смерти в бессмертие.

На физическом уровне это значит, что с пробуждением бинду-чакры активируется шишковидная железа, тесно связанная с этим центром. Эта железа выделяет гормон, который влияет на тело и ум подобно воде из легендарного «источника вечной молодости». Поэтому святые мудрецы-ришм и назвали его амритой (нектаром бессмертия). Чем более активной становится бинду-чакра, Тем обильнее течет из нее драгоценная амрита. В древних книгах сказано, что всего одной ее капли достаточно, чтобы на куске сухого дерева выросли молодые побеги; оживляет она и мертвых.

Есть йоги, которые не употребляют никакой пищи и питаются исключительно нектаром из бинду-чакры. Если использовать этот эликсир жизни во благо всего тела, можно жить очень долго, сохраняя прекрасное здоровье. К сожалению, драгоценный нектар обычно капает прямо в огонь манипура-чакры (джатарагни) и сгорает там. Его вол­ вол­шебные свойства просто не успевают начать действовать. При помощи определенных йогических практик мы в принципе можем ловить капли нектара в вишуддхи-чакру и разносить его по всему телу. Вишуддхи-чакра ответственна за очищение и детоксикацию тела, если в организме случается какой-то дисбаланс из-за поступления вредных веществ. В «Гхеранда-самхите» (стихи 28-30) сказано:

Солнце в пупке, луна в голове. Нектар от луны сжигается солнцем, и так постепенно расходуется жизненная сила.

Луна здесь — это бинду-чакра, а Cолнце — манипура-чакра. Из-за того что нектар из бинду-чакры постоянно разрушается огнем мани-пура-чакры, наше тело подвержено болезням и старению.

Атма бессмертна, но в этом земном существовании мы привязаны к смертному телу. Только в этом хрупком теле мы можем достичь духовной Реализации и освобождения (мокши). Йоги стараются под­держивать тело в здоровом состоянии как можно дольше, чтобы успеть завершить свое духовное развитие в текущей жизни.

И поэтому риши в древние времена пытались найти способ собрать этот драгоценный нектар внутри тела и воспользоваться им. Они обна­ружили, что можно контролировать поток нектара с помощью вишуд-дхи-чакры и языка. На языке есть свои тонкоэнергетические центры, каждый из которых связан с определенной частью или органом тела. Удана-прана, одна из пяти основных пран (жизненных сил), работающая в вишуддхи-чакре, активирует мышцы горла, которые контролируют глотание пищи. Кроме того, удана-прана направляет энергию к голове. Когда нектар прочно удерживается в вишуддхи-чакре и подверга­ется влиянию удана-праны, начинает ощущаться его воздействие.

Он подобен гомеопатическому лекарству; его благотворное воздействие разносится по всему организму через энергетические каналы, начина­ющиеся в языке. Как можно собирать этот драгоценный нектар языком? С помощью техники, которая называется кхечари-мудра и описывается в «Хатха-йога-прадипике». Язык заворачивается как можно дальше назад, пока его кончик не заходит глубоко в глотку, достигая нёбного язычка, где и «ловит» капающий из бинду-чакры нектар.

Когда с помощью этой йогической практики вы научитесь собирать «нектар», то почувству­ете на языке либо сладкий, либо горький вкус. Горький вкус означает, что в организме еще присутствуют вредные вещества, от которых вы должны очиститься.

Чтобы можно было завернуть язык достаточно далеко назад, необхо­дима специальная подготовка. Йоги достигают этого путем осторожного и постепенного растягивания связки под языком.

Польза от кхечари-мудры усиливается, если ее практиковать вместе с уджджайи-пранаямой и джаландхара-бандхой («Йога в повседневной жизни», уровень 7).

Уджджайи-пранаяма — это дыхательная техника с концентрацией на процессе дыхания в горле. Горло слегка сжимается так, чтобы воздух, проходящий через него, производил мягкий звук, похожий на сопение во время глубокого сна. С помощью джаландхара-бандхи поток энергии временно прерывается и прана задерживается в горле.

 

Луна — это символ совершенства, нектара и энергии. От луны при­рода получает животворную прану, которая, как и солнечный свет, необходима для роста растений и созревания плодов.

В «Бхагавад-Гите» (15:13) Господь Кришна говорит:

Войдя в землю, я сохраняю всех существ своей животворной силой. Став луной, я питаю нектаром все растения.

Луна — символ Бога Шивы, а мантра бинду-чакры — АМРИТАМ, «Я бессмертен».

( по материалам книги  Махешварананда, Парамханс Свами.Скрытые силы человека: Чакры и кундалини).

 

   

Поделиться: