Пока мы не сможем закрепить наше сознание в агья-чакре, наш ум постоянно колеблется между человеческими чакрами — муладхарой,свадхистаной, манипурой, анахатой и вишуддхи. Пока наше умение различать еще недостаточно, мы во избежание ошибок должны прислушиваться к совету Учителя. Каждый знает по собственному опыту, насколько болезненно могут сложиться обстоятельства, когда мы пренебрегаем советом опытного человека. Но чем больше на пути к агья-чакре эволюционирует наше сознание, тем более свободными и независимыми мы становимся при совершении правильного выбора и принятии верных решений. Шри Махапрабхуджи учит нас:
Будь собой, живи счастливо и мудро, без зависимости. Пробуждай свои способности и используй их. Осознай свое внутреннее богатство. Ты владеешь всем. Вся Вселенная — это ты.
Обычно мы принимаем решения исходя из эгоистических побуждений, цель которых — получить как можно большую выгоду для себя, и на другого человека смотрим как на свою собственность. Вивека (различение) присутствует в агья-чакре как некий орган моральной власти, который рассматривает, взвешивает и оценивает наши намерения с точки зрения этических и духовных законов. Вивека пропускает и проверяет все наши чувства с точки зрения ответственности и истинного знания. Без такого противовеса мы становимся узниками изменчивых потоков наших эмоций, волны которых один раз могут прибить нас к берегу счастья, а в другой — вынести к берегу скорби.В аджна(агъя)-чакре завершается развитие нашей мудрости и человеческих качеств, мы приблизились к мосту, который ведет к Божественному Сознанию.
Ее излучение ощутимо в основном по центру лба между бровями. Поэтому ее также называют «межбровным центром» или «третьим глазом». У аджна-чакры есть еще одно название — «гуру-чакра, место обитания Учителя».
Пока мы не сможем закрепить наше сознание в агья-чакре, наш ум постоянно колеблется между человеческими чакрами — муладхарой,свадхистаной, манипурой, анахатой и вишуддхи. Пока наше умение различать еще недостаточно, мы во избежание ошибок должны прислушиваться к совету Учителя. Каждый знает по собственному опыту, насколько болезненно могут сложиться обстоятельства, когда мы пренебрегаем советом опытного человека. Но чем больше на пути к агья-чакре эволюционирует наше сознание, тем более свободными и независимыми мы становимся при совершении правильного выбора ипринятии верных решений. Шри Махапрабхуджи учит нас:
Будь собой, живи счастливо и мудро, без зависимости. Пробуждай свои способности и используй их. Осознай свое внутреннее богатство. Ты владеешь всем. Вся Вселенная — это ты.
Обычно мы принимаем решения исходя из эгоистических побуждений, цель которых — получить как можно большую выгоду для себя, и на другого человека смотрим как на свою собственность. Вивека (различение) присутствует в агья-чакре как некий орган моральной власти, который рассматривает, взвешивает и оценивает наши намерения с точки зрения этических и духовных законов. Вивека пропускает и проверяет все наши чувства с точки зрения ответственности и истинного знания. Без такого противовеса мы становимся узниками изменчивых потоков наших эмоций, волны которых один раз могут прибить нас к берегу счастья, а в другой — вынести к берегу скорби.
Пока наша аджна не проснется, мы зачастую сами не можем себя понять. Мы не умеем контролировать свои качества и эмоции, которые поднимаются из нижних центров, или находим объяснения тем вихрям эмоций, мыслей и желаний, которые внезапно поднимаются в нас. Почему нас часто охватывает чувство неуверенности и страха? Потому что мы не управляем тем, что происходит у нас внутри, и ошибочно отождествляем себя с нашими постоянно меняющимися эмоциями и мыслями.
В реальности мы — это и не тело, и не психика; тело, ум, мысли, чувства и т. д. действительно принадлежат нам, но мы — нечто другое.
Только мудрость и ясное видение освобождает нас от привязанности и печали. В нашем мозгу словно внезапно поднимается завеса, и мы видим перед собой четко и ясно все ответы. В этом и состоит настоящее пробуждение кундалини. Это проявляется в том, что мы лучше справляемся с теми проблемами и слабостями, которые доставляют нам страдания, не ожидая и не рассчитывая на помощь извне. Сосредоточиться в аджне — это значит в любое время сохранять полную ясность и осознание и во всех ситуациях поступать в соответствии с вивекой.
В аджна-чакре раскрывается дар ясновидения, интуиции и телепатии. Когда мы укрепляем в себе силу концентрации и обучаемся воспринимать все энергии, собранные в чакре, наш ум может получать и передавать знания во времени и пространстве. Функцию чакры можно сравнить с прожектором, с помощью которого за счет концентрации света можно увидеть то, что находится на расстоянии. Люди с открытой аджной чувствуют себя как дома во всех трех мирах — прошлом, настоящем и будущем.
У лотоса агья-чакры всего два лепестка. Они означают гу (тьму неведения) и ру (свет знания) — два слога, которые образуют слово гуру (учитель, мастер). Они также связаны с мантрами ХАМ и КЩАМ, которые представляют солнце и луну, мужское и женское начала, Шиву и Шакти, пуругиу (сознание) и пракрити (природу).
Эти принципы и первичные силы влияют и на наше тело, и на наш ум. Нарушение их равновесия ведет к психическим и физическим разладам или болезни. Пока принципы Шивы и Шакти не соединены, мы живем в мире дуальности, откуда и рождаются наши страсти, желания и стремление к счастью. Когда Шива и Шакти становятся единым, мы обретаем целостность; исчезает чувство своей отдельности и связанные с ним эмоции — например, чувство нереализованности и неполноты бытия. Единение ведет к равновесию, освобождению, отсутствию желаний и удовлетворенности.
В нашем мире дуальность преобладает. Каждое состояние, каждое проявление имеет свою противоположность: мужской — женский, положительный — отрицательный, горячий — холодный, хороший — плохой, большой — маленький, длинный — короткий, светлый — темный, мокрый — сухой, умный — глупый, трудолюбивый — ленивый... Список можно продолжать до бесконечности. Мы приучены думать и судить в соответствии с этими категориями. Но в реальности кажущиеся противоположности являются просто проявлениями одного и того же принципа — это просто крайние проявления одного и того же. Одно — это отсутствие другого, то есть свет — это отсутствие тьмы, и наоборот. Оба являются выражением преобладающей силы света, то есть отражают один и тот же принцип. Этот простой пример достаточно понятен, но при всей сложности жизни мы не всегда способны распознать единство, стоящее за дуальностью. Однако благодаря агья-чакре мы можем заглянуть за кулисы и понять, что все сущее — это проявление Бога.
Звуки мантры ХАМ и КШАМ также обозначают иду и пингалу, две основные нади, которые соединяют в теле лунный и солнечный принципы. Третья главная нади, сушумна, представляет Божественное Сознание.
На многих старинных изображениях чакр на рисунке агья-чакры можно видеть белый шнур, свитый из трех нитей. Он тоже символизирует три нади. В Индии брамины носят такой шнур, переброшенный через грудь, как знак чистоты сознания.
Cтарое изображение аджна( агья) чакры.
Когда йоги проведут очищение этих трех нади с помощью концентрации, медитации и пранаямы, они могут удерживать свое сознание в агья-чакре. Соединяя эти три потока энергии в сахасрара-чакре, они достигают состояния самадхи, высшего уровня сознания.
Тело и энергетические каналы очищают регулярной практикой пранаямы и хатха-йоги1, так чтобыв конечном счете было можно активизировать сразу все три нади с помощью концентрации и медитации.
В «Мантре мира» сказано:
АСАТО MA CAT ГАМАЙА
Веди нас из нереальности в реальность.
ТАМАСО МА ДЖЙОТИР ГАМАЙА Веди нас из тьмы к свету.
Вся тьма покидает наше существо в тот момент, когда зажигается свет знания и истины.
С агья-чакрой ассоциируются три философских понятия — пустота (шуньята), сознание (чит) и блаженство (ананда).
Шуньята (пустота) означает отсутствие «другого» — здесь присутствует только единство. Когда есть дуальность, есть сомнения, разногласия и ссоры. Чит (сознание) означает полную ясность и определенность; мы осознаем и понимаем истину. Благодаря этому мы достигаем цели и Реализации нашего существования.
Ананда (блаженство) — это выражение вечной, совершенной радости, в основе которой лежит единство атмы и которая выходит за пределы противопоставления удовольствия и боли. В одном киртане мы поем:
АНАНДОХАМ, АНАНДОХАМ, АНАНДАМ БРАХМАНАНДАМ
Я полон блаженства, я полон блаженства, я — Высшее Блаженство.
Мантра агья-чакры — ОМ- изначальная мантра творения. Эта мантра является звуком и агья-, и сахасрара-чакры. ОМ — это звук Божественного, который мы слышим, когда атма расширяется в бесконечность и соединяется с Высшим. Бога, Высшее «Я», нельзя постичь интеллектом или описать словами, но можно ощутить как вибрацию — света, звука или энергии. Бог существует как вибрация в каждом атоме. Вибрация Высшего — это А-У-М или ОМ. Это символизирует начало, середину и конец; то есть процесс творения в целом. Когда в медитации мы растворяемся в этой биджа-мантре, мы можем слышать вездесущую, божественную вибрацию созидания.
Признаки блокировки шестой чакры Аджны всегда можно выявить как на физическом, так и на энергетическом плане.
Больные места на физическом плане | Проблемы с эмоциями на энергетическом уровне |
|
|
Плохо работающая чакра Аджна наделяет человека избытком фантазий и несбыточных планов. Такой индивид живет завтрашним днем, постоянно пребывая в мечтаниях. Он бежит от реальности и предпочитает жить в своем собственном выдуманном мире.Дефицит энергии в области третьего глаза делает людей материалистичными и весьма прагматичными. Они не всегда понимают, чего хотят. И их жизнь чаще всего превращается в рутину.
Существует несколько причин закрытия Аджна чакры:
1.Плохая работа нижних центров. Энергия не доходит до области третьего глаза, потому что человек потакает своим животным инстинктам. И всю энергию, что у него есть, он расплёскивает на нижних уровнях.
2. Страх взглянуть внутрь себя, а также страх неизведанного.
Как открыть чакру Аджну или Агью:
- читать и писать стихи;
- отказ от критики себя и других людей;
- медитации;
- духовные практики;
- благотворительность и служение другим;
- найти баланс между материальный и духовным.
Медитация.
В медитации концентрируйтесь на агья-чакре с мантрой ОМ или с вашей гуру-мантрой и визуализируйте божественный образ или символ. Посредством бхакти и гьяны можно испытать почитание и мудрость. Этот опыт переживания известен как паравидья, «полное» знание, так как оно неизменно, неограниченно и вечно. Посредством интеллекта мы приобретаем лишь апаравидью, «неполное» знание, которое подвержено изменениям, ограниченно и преходяще.
Многие из тех, кто начинает заниматься йогой, поначалу полны энтузиазма и усердия, но через какое-то время бросают практику. Почему так происходит? Потому что их решение не было достаточно твердым.
В «Золотом Учении» Махапрабхуджи сказано:
Прими решение раз и навсегда, и успех тебе будет обеспечен.
Наши цели в жизни должны быть такими же сильными и крепкими, как дерево, — глубоко укоренившимися и способными противостоять любым ветрам. Это непременное условие нашего успеха в жизни. Ни в чем нельзя преуспеть, если изначально нет твердой решимости это сделать. Причина и следствие, так же как начало и конец, неразрывно связаны друг с другом, однако мы обычно этого не понимаем из-за дуализма нашего восприятия.
Каждый в ответе за свою собственную жизнь. Продумайте, в чем цель вашего существования и чего бы вы хотели достичь в жизни. Примите свое решение с учетом вивеки (различения), живите сознательно, руководствуясь любовью, пониманием и преданностью, и тогда вы непременно достигнете своей цели — Богореализации.
Упражнения для агья-чакры.
Дыхательная практика для прояснения и разрешения проблем.
Чтобы быть в состоянии решить проблему, не имеет значения какого рода, необходимо сделать одну очень важную вещь — расслабиться. Расслабиться — значит раскрыться, стать одним целым. Те, кто не способен расслабиться, не могут также и медитировать. Поэтому расслабление — это непременное условие для того, чтобы рассмотреть ту проблему, которую вы хотели бы разрешить с ясной головой, интуицией и мудростью сердца.
Простой и быстрый способ расслабиться — это концентрация на дыхании. Для этого направьте свое внимание на процесс дыхания и на то, как дыхание рассеивается, выходя из тела. Вдыхайте ясность и чистый свет всем телом и расслабляйте тело, делая длинный, полный выдох. Затем ненадолго задержите дыхание — настолько, насколько это вам удобно, — пока не появится непроизвольное желание вдохнуть. Отпустите от себя все негативные мысли и проблемы и раскройте свое сознание в бесконечность.
- Вдыхая, представляйте: «Я вдыхаю целый Космос — все существует внутри меня».
- Выдыхая, думайте: «Я выдыхаю Космос — все мироздание исходит от меня».
- На задержке дыхания: «Я везде. Все существует во мне, и при этом я — все, что существует вне меня. Я — единое целое со всем сущим».
Тратака — концентрация на точке или на пламени свечи
Поместите свечу перед собой — приблизительно на расстоянии вытянутой руки и на высоте плеч. Займите удобную для медитации
позу и закройте глаза. Через несколько минут после того, как вы внутренне настроитесь и расслабитесь, откройте глаза и посмотрите на пламя свечи. Сосредоточьтесь на самой яркой части кончика пламени. Неотрывно смотрите на пламя в течение приблизительно одной минуты (не больше) — в это время не моргайте, — после этого закройте глаза снова. Если ваши глаза увлажнились, не обращайте на это внимания — это идет процесс очищения. Если же в глазах начинается жжение или они начинают болеть, то тогда смотрите на свечу меньше времени.
Если ваш взгляд, когда вы смотрели на свечу, был совершенно неподвижным, то, когда вы снова закроете глаза, в вашем внутреннем пространстве (чидакаше) возникнет образ пламени. Если этого не произошло, расслабьтесь и через несколько минут попробуйте еще раз. Всего неподвижно смотрите на свечу три раза, около минуты каждый раз; после каждого раза закрывайте глаза и наблюдайте свое внутреннее пространство и отражение пламени в течение приблизительно 4-5 минут. Практикуйте эту медитацию на свечу каждый вечер перед сном.
Тратака — это замечательная практика для очищения глаз, лобных пазух и придаточных пазух носа, успокоения мыслей, повышения способности к концентрации и расслаблению, развития ясности мышления и интуиции, а также пробуждения агья-чакры.
Предупреждение: Поначалу тратаку нужно выполнять под руководством инструктора по йоге. Тратаку не следует практиковать ярко выраженным интровертам, а также тем, у кого есть предрасположенность к депрессиям, галлюцинациям или шизофрении.
У интровертов эмоции направляются преимущественно внутрь, а в крайних случаях очень сильно подавляются. Это может происходить как «замораживание» или «затвердение» эмоций в виде апатии или как саморазрушение, направленное против собственного сознания, в виде депрессии или шизофрении.
Существует также внутренняя тратака, которая выполняется без свечи. Когда перед внутренним взором появляется мерцающее белое пламя, это показывает, что начала течь энергия сушумна-нади. Если появляется голубовато-синий или красно-оранжевый свет, то это говорит о том, что увеличивается ток энергии в ида-нади или пингала-нади.
Другие упражнения, оказывающие особое воздействие на агья-чакру.
- Нади-шодхана-пранаяма — очищение нервной системы
- Бхуми-пад-мастакасана — голова и ноги на земле
- Йога-мудра — наклон вперед сидя на пятках
- Шашанкасана — заяц
- Ширшасана — стойка на голове
- Нада-санчалана — «звуковое упражнение», например, пение ОМ
- Капала бхати-пранаяма — очищение лобных пазух
- Акаши-мудра — смотрение в небо
-
Шамбхави-мудра — мудра Господа Шивы
Из-под полузакрытых век смотрите на кончик носа. При этом концентрируйтесь на дыхании. Дышите в обычном режиме.
- Кхечари-мудра
Заверните язык назад, пока кончик языка (в идеале) не коснется мягкого нёба. При выполнении кхечари-мудры обе крайние чакры (муладхара и агья) соединяются. Кхечари-мудра помогает контролировать эмоции, усиливает концентрацию и оказывает непосредственное влияние на кундалини.
- Бхрамари-пранаяма
Сядьте в удобную для медитации позу, спина прямая. Закройте оба уха большими пальцами и положите указательные пальцы на веки закрытых глаз. Средние пальцы свободно лежат по бокам носа; безымянные пальцы и мизинцы лежат выше и ниже губ и закрывают рот. Глубоко вдохните и ненадолго задержите дыхание внутри. Теперь немного сожмите нос по бокам и дайте воздуху медленно выйти с громким гудящим звуком. Повторяйте это упражнение семь раз, раз за разом. Затем проведите около 10-15 минут в медитативной позе, сохраняя обычное дыхание. Закройте снова уши и опустите локти на колени или на палку для пранаям. Концентрируйтесь на внутреннем пространстве и прислушивайтесь к внутреннему звуку.
Медитация на агья-чакре.
- Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклоните корпус вперед, держа руки вытянутыми, пока живот не ляжет на бедра, а лоб и руки не лягут на пол (шашанкасана).
- Приложите большие пальцы к центру лба там, где находится агья-чакра. Пальцы сложите в кулак.
- Закройте глаза и расслабьтесь. Осознайте процесс дыхания. Представьте, что вы вдыхаете и выдыхаете через агью. Возможно, вы видите поток мерцающего света. Дайте энергии течь через агья-чакру — и расслабьтесь.
- Оставайтесь в этом положении, пока вам в нем удобно.
- Поднимите верхнюю часть тела снова. Ненадолго расслабьтесь в ваджрасане и повторите упражнение.
- Поднимитесь, сядьте в удобное положение. Десять минут концентрируйтесь на межбровном центре — там, где находились ваши большие пальцы. Ощущайте и наблюдайте за тем, что происходит в этой точке, независимо от того, какие эмоции, образы или феномены вы там наблюдаете.
- Наблюдайте за каждой мыслью; не убирайте ни одну из них. Анализируйте все, что всплывает на поверхность. Спрашивайте себя, почему именно эти мысли пришли к вам в голову или промелькнули в уме. Наблюдайте и рассматривайте их, но не оценивайте их как хорошие или плохие.
- Расслабьтесь и посмотрите в свое внутреннее пространство за лбом (чидакашу), которое лежит перед вами в насыщенно синем или темно-фиолетовом цвете.
- Теперь представьте себе глаз, который смотрит на вас с добротой и любовью. Мягкий и любящий взгляд этого глаза — свидетель всего происходящего. Это глаз мудрости. Он говорит вам: «Я — твое "Я". Ты во мне и постигаешь истину сквозь меня».
- Теперь поменяйтесь местами и посмотрите сквозь этот глаз на свое внутреннее пространство.
- Вам все совершенно ясно. Вы видите этим глазом фильм всей вашей жизни. Без слов появляются ответы на ваши вопросы, ваши внутренние проблемы разрешаются.
- Позвольте вашему внутреннему глазу наблюдать все. Что бы ни появлялось, это имеет отношение к вашим мыслям и эмоциям. С добротой и пониманием смотрите на вашу собственную реальность. (Может быть и так, что ничего не появляется и вы просто чувствуете расслабление, радость и удовлетворение. Просто разрешите приходить тому, что приходит.)
- Глаз, который вы видите в своем внутреннем пространстве, — это глаз вашей атмы. В нем вы видите отражение Божественного «Я» — доброты, любви, гармонии, мудрости, ясности, мира, удовлетворения и абсолютной определенности.
Для вас это выглядит так, будто вы сняли покровы ложных представлений. Вы видите реальность. Вся Вселенная излучается сквозь этот глаз — совершенно чистая и непорочная. Этот глаз всегда наблюдал за вами — он свидетель вашей жизни от самого ее начала и до этой минуты.
Ваше внутреннее пространство абсолютно чистое и наполнено светом. Шуньякаша (пустота пространства) наполнена сознанием и анандой (блаженством).
Иногда вы смотрите сквозь этот глаз, в другое время видите его перед собой. Он кажется очень знакомым, и вы хотели бы слиться с ним воедино.
Завершите медитацию, снова осознав свое тело и то, где вы находитесь.
Пропойте ОМ три раза и склонитесь в благодарности перед атмой, Божественным Сознанием, глазом которого вам было позволено смотреть в этой медитации.
(по книге Парамханс Свами Махешварананда "Скрытые силы человека")