Сахасрара — тысяча, бесконечность
Сахасрара-чакра расположена на макушке головы прямо под «родничком», который хорошо виден у новорожденных. Ее также называют тысячелепестковым лотосом, брахмарандхрой (дверью к Брахме) и Источником Света (потому что она излучает сверхъестественный свет, яркий, как солнце).
Сахасрара не соотносится ни с каким определенным цветом или качеством. Ее свет содержит вибрации всех цветов, сливающихся в несравненное сверкание чистого света. Первоэлемент сахасрара-чакры — ади-таттва, или ишвара-тат-тва. Это источник творения, чистый свет и единственная реальность — Бог. Пробуждение сахасрара-чакры означает открытие Божественного Сияния и обретение Высшего Сознания.
Чакра Сахасрара отвечает за пробуждение человеческого сознания. Через нее индивид соединяется с духовными измерениями вне и над своим личностным “Я”. А так же центр отвечает за:
- творчество;
- неизведанные глубины подсознательного;
- первичную материальность;
- постижение мира;
- наработку знаний через личную призму восприятия.
Признаки блокировки шестой коронной чакры Сахасрары всегда можно выявить как на физическом, так и на энергетическом плане.
Больные места на физическом плане Проблемы с эмоциями на энергетическом уровне - мозг;
- мигрень;
- головные боли;
- нервная система;
- скелетная система;
- шишковидная железа;
- продолговатый мозг.
- умственная отсталость;
- твердолобость;
- излишняя набожность;
- страхи;
- психозы;
- депрессия;различные фобии.
-
Чакра Сахасрара имеет несколько причин закрытия:
- Уход в материальное, когда вещи становятся важнее отношений с людьми.
- Следование ложным духовным верованиям.
- Проживание жизни под чужими законами и постулатами, которые некомфортны собственной душе.
- Страх неизвестности.
- Боязнь открыться этому миру, недоверие.
Вернемся опять к образу лотоса. Корень лотоса представляет Ади-Шакти — изначальную, божественную силу, которая расположена в муладхара-чакре. Цветок в сахасрара-чакре — это Ади-Шива, Божественное Сознание и Высшее «Я». В раджа-йоге эти два первичных принципа известны как дживатма и параматма. Когда они становятся единым целым, то говорят, что мы обретаем «единство с нашим "Я"», хотя на самом-то деле различия между ними не существует. Разделение — это только видимость, потому что мы не осознаем их истинное единство. И поэтому дживатма должна пройти очень долгий и зачастую очень трудный путь, пока вновь не откроет и не обретет это единство в своем сознании.
Развитие сознания происходит постепенно; этот процесс можно сравнить с тем, как семя лотоса, брошенное в почву, сначала пускает нежный росток, потом продолжает расти вверх навстречу свету. Мы путешествуем от корня лотоса (мула-пракрити) сквозь толщу воды (мир, который есть не что иное, как майя) вверх по его стеблю (различные чакры и уровни сознания), пока наконец не достигаем прекрасного цветка — сахасрара-чакры.
Каждая индивидуальная душа совершает это путешествие, следуя своим собственным путем, у каждой — своя собственная история и свой собственный опыт, но в конце пути все неминуемо приходят к одной и той же цели, одной и той же истине и одной и той же реальности. Однако этот путь очень долог. Его проходят только те, кто целенаправленно, последовательно и неуклонно всю жизнь занимается духовной практикой. Те же, кто ищет свое счастье во внешнем мире, сбиваются с этого пути. Вечное, истинное счастье находится внутри нас, а не снаружи. Молодой олень иногда гонится за запахом мускуса, не осознавая, что сам же его и источает. Так и мы ищем исполнения наших желаний во внешнем мире и не догадываемся, что все, чего мы желаем, содержится в нас самих.
Об этом лаконично сказал святой Франциск Ассизский:
То, что они ищут, ищет их.
Только обратившись к своему внутреннему «Я», мы обретаем удовлетворение и покой.
Ищите только Бога; не гоняйтесь за духовными сенсациями, сверхъестественными силами-сиддхи или внеземными приключениями. Вручите свою жизнь в руки Божьи и молитесь так: «Господи, да будет воля Твоя. Да исполнится моя судьба».
Самое большое несчастье — умереть, не достигнув Богореализации. Преисполненная боли дживатма приходит к пониманию того, что она упустила свой шанс в этой человеческой жизни и должна опять пройти цикл смерти и рождения.
После смерти мы неизбежно переходим на астральный уровень, соответствующий нашей карме. В астральном мире мы полностью осознаем все события, но не способны предпринимать никаких действий. Мы видим всю свою жизнь, которая проходит перед нами, как на экране. Мы осознаем ошибки, сделанные в земной жизни, а также радостно переживаем благодать божественного света и божественной любви как результат нашего духовного развития и благих дел. Но мы уже лишены возможности вмешаться или что-то изменить в дальнейшем. Направление и конечная цель нашего путешествия всецело определяются направленностью нашей кармы.
Путь развития чакр, процесс изменения сознания и отслеживания собственных мыслей и чувств — это весьма нелегкое дело. Нужно расстаться со многими старыми привычками и многое преодолеть. К сожалению, мы продолжаем совершать необдуманные поступки, произносить опрометчивые слова и порождать ненужные мысли. Но за все ошибки, которые мы совершаем по недомыслию, мы можем просить прощения и молиться:
О, Господи, направь нас от невежества к мудрости, из тьмы к свету знания. Да осветит навсегда мое сердце и мое сознание Твой Божественный Свет.
Каждое утро очень медленно лейте приятно прохладную воду на сахасрара-чакру и одновременно пойте сурья-намаскара-мантру.
ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ
или гаятри-мантру:
ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ ТАТ САВИТУР ВАРЕНЙАМ БХАРГО ДЕВАСЙА ДХЙМАХИ ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЙАТ
(Давайте медитировать на чудесный и священный свет Божественного, который живет в нашем сердце.
Да пробудит он все наши способности, станет поводырем нашего разума и быстро озарит нас светом понимания.)
Упражнения для сахасрара-чакры
- Ширшасана — стойка на голове
- Врикшасана — дерево
- Пение ОМ
Медитативные практики для пробуждения внутреннего звука.
В медитации мы можем совершить путешествие в наш внутренний Космос. В это время лучше всего не иметь никаких особых представлений или ожиданий, а просто расслабиться и, будучи настороже в состоянии полного осознания, наблюдать за собой.
С помощью определенных йогических техник (крий), переданных нам духовным Учителем, мы слышим звуки, которые становятся все более и более тонкими, едва различимыми. Мы способны воспринять биение сердца, циркуляцию крови и даже течение мыслей в голове.
Существует десять типов различимых вибраций, которые в конечном счете становятся настолько тонкими, что мы можем воспринять их только как свет. Эти светоносные переживания, однако, все еще не принадлежат к наивысшему уровню. В глубоком погружении в созерцание мы в конце концов ощущаем Всевышнего в «изначальном звуке» — нада-рупа-парабрахму.
Практика медитации на сахасрара-чакру.
- Сядьте в удобной позе для медитации и сосредоточьте свое внимание на макушке головы. Практикуйте свою собственную мантру или мантру ОМ.Вы находитесь в своем собственном внутреннем пространстве — чидакаше. Эта комната вашего внутреннего пространства наполнена прекрасными оттенками разных цветов. На потолке комнаты есть окно, сквозь которое проникает яркий свет. Наблюдайте этот свет.
- Представьте стеклянную трубу примерно в полутора метрах перед собой. В этой трубе находится растение с восьмью бутонами вдоль стебля. У растения красные корни, которые расположены на уровне муладхара-чакры. Его бутоны соответствуют другим чакрам, а верхний из них — это место обитания сахасрара-чакры. Наблюдайте, как каждый бутон медленно открывается и как раскрытие каждого цветка пробуждает в вас определенные чувства. Почувствуйте природные силы, которые связаны с каждой чакрой: земля с муладхарой, вода со свадхиштханой, огонь с манипурой, воздух с анахатой и пространство (эфир) с вишуддхи. Осознайте гуру-таттву в агье и амриту в бинду-чакре. Осознавайте символы и качества каждой чакры.
- Наблюдайте, как прана-шакти поднимается от корней вверх к тысячелепестковому лотосу. С каждым циклом дыхания лепестки лотоса продолжают открываться. Когда он полностью открылся, вы видите в его центре блестящую жемчужину или бриллиант, которые сверкают на свету. Направьте на это свое внимание.
Последовательность упражнений для пробуждения сахасрара-чакры:
Выполняйте следующие упражнения одно за другим:
- Войдите в йога-мудру:
Сядьте в ваджрасану (на пятки). На вдохе поднимите руки над головой. На выдохе наклонитесь вперед, пока верхняя часть тела не ляжет на бедра и голова не опустится на пол («Йога в повседневной жизни», часть 6).
- Оставайтесь в этом положении 2-3 минуты.
- Затем войдите в бхуми-пада-мастакасану:
Из ваджрасаны положите руки и голову на пол перед собой. Подогните пальцы ног и распрямите ноги, так чтобы вес тела распределился на голову, руки и пальцы ног. После того как вы найдете равновесие в этом положении, сцепите руки за спиной.
- Войдите в стойку на коленях, поднимите руки над головой и посмотрите в направлении поднятых рук. Задержитесь ненадолго в этом положении.
- Затем перейдите в удобное сидячее положение. Положите правую руку на сахасрара-чакру, а левую руку — на манипура-чакру. Выполните ашвини-мудру несколько раз.
- Пропойте ОМ 27 раз — перед каждым звуком ОМ выполняйте ашвини-мудру. При этом представляйте, что ваша энергия как будто поднимается по трубе. Наверху сияет яркий свет. С каждым вдохом труба расширяется, а с каждым выдохом ваше сознание поднимается все выше.
Пропойте ОМ 27 раз, закрыв уши большими пальцами. Затем положите руки на колени или на бедра в чин-мудре. Наблюдайте за внутренним звуком. Визуализируйте три нади — иду (левый энергетический канал) в голубом цвете, пингалу (правый энергетический канал) в оранжево-красном цвете и сушумну (вдоль позвоночного столба) — в белом. Цвета иды и пингалы соединяются в сушумне и растворяются в чистом, сияющем белом цвете, который включает в себя все цвета.
Далее сосредоточьтесь на сахасрара-чакре, которая сияет ярко, как восходящее солнце, и сверкает, как бриллиант. Почувствуйте, что вы, как солнце, излучаете свет и любовь, и осознайте, что ваш внутренний источник неиссякаем.
( по книге Махешварананда, Парамханс Свами "Скрытые силы человека: Чакры и кундалини".)