Свадхьяя часто переводиться как личное изучение, ее часто путают с изучением писаний. Однако значение свадхьяя другое. Как практика йоги, свадхьяя указывает на постижение человеком своей истинной природы и является внутренним изучением, направленным на самореализацию. Она приводит к интуитивному знанию и утверждает контакт с внутренним объектом постижения — и в конечном итоге приводит к постижению духа, спрятанного внутри.
Важной практикой свадхьяи является джапа, т.е. повторение и созерцание священного слога АУМ.
Она также включает повторение других мантр, которые обладают чистотой внутреннего звука. Слушание этих тонких чистых звуков является слышанием гласа Господа. Практикующий обретает воодушевление и духовную силу в процессе такого слушания. Через постоянное внутреннее повторение и слушание святых звуков АУМ, а также неустанное созерцание мистического значения АУМ человек трудиться на пути достижения сложной цели самореализации.
Патанджали объясняет, что когда ученик достигает совершенства в свадхьяе, происходит утверждение связи с желанной формой Божества, которой он решил поклоняться.
Патанджали поясняет, что йог способен обрести связь с небесными личностями через концентрацию ума на джьоти (сияющем пламени), находящемся в центре головы. Когда этот центр в головном мозге активируется через практику медитации, человек воспринимает сияющее пламя размерами с большой палец руки. Это сияние является связующим элементом сознания йога с сознанием просветленных и освобожденных душ, которые пребывают на небесных уровнях.
ИШВАРА ПРАНИДХАНА (Преданность Богу).
Ишвара пранидхана является полным принятием и вручением себя Господу. Это практика безграничной преданности Личностному аспекту Божественности.
Патанджали описывает этот Личностный аспект Божественности как Ишвара (Бог), и называет Его особой Душой или Пурушей, которая пребывает вне всех форм страданий и ограничений. Господь свободен от последствий деятельности. Он Всеведущ, Всемогущ и Вездесущ. АУМ — святой слог, указывает на Него, и эта связь постигается через практику свадхьяи.
Этап свадхьяи продолжает этап преданности Господу и прямой опыт Его восприятия, Его присутствия везде и повсюду, во всех объектах и событиях. Это достигается через практику Ишвара пранидханы. Ишвара пранидхана относятся к бхакти-йоге, пути преданности, и карма–йоге, пути посвящения всей своей деятельности Богу.
Безграничная преданность Господу проявляет высшие формы сознания, просветление и блаженство. Посвящение плодов своих действий Господу, который является свидетелем поступков всех существ, приводит к свободе от любых форм рабства. Ишвара пранидхана является важным средством достижения высших форм сосредоточения, или сампрагьята самадхи (сверхсознание, наделенное интуитивным знанием).
В конечном итоге на этапе асампрагьята самадхи, которое является полным экстатическим погружением, индивидуальное Я йога сливается с Высшим Я, или Богом. Это и есть высшая цель Йоги. Комментируя афоризм Патанджали по теме Ишвара пранидхана, мудрец Вьяса поясняет, что полное вручение себя Господу проявляет знание о всех вещах и людях, которые существовали в любое время и во всех местах. Йог, который овладевает Ишвара пранидханой, становится всеведущим подобно Господу и обретает освобождение при жизни.
(из книги Свами Раджарши Муни."Ямы и ниямы в Йоге Принципы духовной жизни.")