Поиск

ШАУЧА (Чистота).

 Шауча означает «чистота», как физическая, так и ментальная.

 Физическая чистота может рассматриваться как внешняя и внутренняя. Внешняя чистота относится к личной гигиене, которая предотвращает заболевания, а внутренняя чистота относится к устранению токсинов из тела. Это включает очищение толстого кишечника, так же, как и весь остальной пищевой канал.

 Процессы очищения в йоге известны как крии и используются для внутренних очистительных процедур. Когда практикующий осознает неразвитость и загрязненность подкожных структур тела, а также все внешние и внутренние загрязнения, у него возникает побуждение к их очищению.

 

Патанджали поясняет, что когда в теле проявляется должный уровень очищения, йог утрачивает очарованность своим телом, у него пропадает привязанность к нему. Обычно отождествляющий себя со своим телом человек считает свою физическую оболочку привлекательной, и поэтому у него развивается любовь к телу. Достигший высокого уровня очищения физического тела йог понимает, что его тело не что  иное, как плоть.Тот, кто достигает высокого уровня физической чистоты, чувствителен также к нечистотам других.

Другой аспект шауча, наиболее глубокий, касается ментальной чистоты. Подобно телу, ум затронут многочисленными нечистотами. Поясняется, что тело вбирает нечистоты на протяжении этой жизни, а ум содержит нечистоты, собранные на протяжении многих рождений. Таким образом, задача достижения ментальной чистоты сложнее по сравнению с достижением физической чистоты.

Гнев, страсть, жадность, депрессия, заблуждения, высокомерие и злоба являются ментальными дефектами, которые необходимо устранить для того, чтобы подготовить ум для медитации и самореализации. Ментальная чистота, достигнутая посредством самодисциплины и утверждении в саттва гуне или чистоты своей природы, является необходимым условием для обретения знания о себе, или атмане.

 Саттва гуна может быть усилена через последовательное снижение (а в конечном итоге устранение) двух низших качеств — раджаса и тамаса (страсти и невежества). Когда саттва гуна в полной мере проявлена, человек обретает неоскверненную прозрачность интеллекта, которая известна как саттва  шуддхи. Слово шуддхи - синоним шаучи.

Патанджали поясняет, что саттва шуддхи или ментальная чистота приводит к овладению чувствами, концентрации и раскрытию своей сущности. Достигший саттва шуддхи йог овладевает невероятными способностями и развивает мистические формы восприятия. Саттва шуддхи является даром божественной природы человека. Это — основной предварительный критерий для тех, кто стремится к божественному совершенству через практику йоги. Необходима чистота внутреннего состояния йога, в котором интеллект освобождается от влияния раджаса и тамаса, причин всех иллюзий и желаний; остается наполнен саттвой и стабилен в своем изначальном сознании. Такой йог утрачивает свою идентичность, приходящую через эгоцентризм, и испытывает единение с чистым внутренним сознанием или внутренним Я. В Даршанопанишад (1.21) уместно утверждается: «Осознание того, что «Я» чист, известно мудрыми как шауча».

Свами Раджарши Муни.»Ямы и ниямы в йоге».

Поделиться: