Поиск

Следующие виды ям, о которых пишет Свами Раджарши Муни - это Астея (неворовство) и Апариграха ( невладение). Итак...

АСТЕЯ (Неворовство).

 В переводе астея означает воздержание от воровства. Не только само воровство, но и желание получить ценности других неправедным образом считается воровством. Корень порока воровства — это желание наслаждаться собственностью других и полное игнорирование их права на собственность по отношению к законно обретенным вещам. Это также следствие чувства зависти к чужой удаче, склонности к нечестности, которая приводит человека к воровству.

Такая склонность не к лицу любому, особенно праведнику, и уж тем более практикующему йогу. Поэтому достойный человек на духовном пути должен культивировать добродетель неворовства. Это моральный принцип, ценность которого самоочевидна. Практикующий йогу должен относиться к своей удаче, какая бы она ни была, как к дару Господа, и в то же время уважать собственность и богатства других.

Если он удачлив, ему следует делиться с другими, менее удачливыми людьми. Такая щедрость является признаком свободы от воровства на его пути. Таков путь, на котором человек может шаг за шагом развить добродетель астеи. По мере продвижения йога в практике этой добродетели он возвышается над обыденной склонностью к присвоению чужого и постепенно преодолевает все устремления к мирским благам. Он воспринимает их как жалкие и не имеющие цены в сравнении с богатствами духовных опытов, которые обретаются в практике йоги. Он добровольно принимает простой образ жизни и не беспокоится о своем мирском процветании. К тому времени как он прочно утверждается в практике астеи, его желание богатства полностью угасает.

АПАРИГРАХА (Невладение).

Под апариграхой подразумевается невладение или непринятие. Это значит оставление или отвержение всего того, что может связывать с материальной жизнью или мешать развитию в духовной практике. Чувство обладания и жадности усложняет жизнь, а невладение чем-либо упрощает её. Поэтому добродетель апариграхи создает простоту и учит человека не быть жадным. Она устанавливает ограничения на потребности йога. Многие люди имеют привычку накапливать вещи в количестве, значительно превосходящем их прямые потребности. Желание получения объектов удерживает человека в постоянной погоне за соблазнами.  Нескончаемые желания получить все больше плодов и объектов приводят к еще большим беспокойствам и несчастьям.

 Поэтому человеку сначала необходимо избавиться от желания обладать объектами. Далее нужно отвыкнуть накапливать вещи сверх необходимого. Это позволит человеку находиться в гармонии не только с самим собой, но и с окружающим миром.

 Апариграха отшельников должна быть еще более глубокой. Им необходимо принимать и использовать только жизненно необходимые вещи. Не следует принимать подношения или подаяния в размерах, превосходящих ежедневные потребности. В их жизни должна всегда присутствовать бережливость, и им следует полностью доверять провидению, не беспокоясь о завтрашнем дне. Отшельнику надо обладать полной верой в то, что Господь даст все необходимое. Это не вопрос о простом довольстве тем, что приходит само собой, но также и вопрос о свободе от беспокойств за свою сохранность в будущем. В Бхагавад Гите Господь Кришна обещает заботиться обо всех потребностях своих преданных.

 Обычно корень чувства собственничества и желания накоплений — из беспокойства за свое будущее, которое возникает из-за неспособности его предвидеть. Если человек знает свое будущее, ему уже нет нужды быть жадным, а также нет необходимости накапливать вещи сверх насущных потребностей.

Патанджали говорит, что когда апариграха достигает своей кульминации, йог обретает знание своих прошлых и будущих жизней. Такое знание о прошлом, настоящем и будущем существовании превращает его в свободную от беспокойств личность, и он избавляется от устремлений или желания обладать.

Обычные люди, наоборот, несмотря на свои кратковременные жизни, постоянно стремятся к приобретению вещей всеми правдами и неправдами. Они лелеют в себе сильное желание к обладанию и накапливают вещи больше своих естественных потребностей. Вместо духовных устремлений невежественные личности растрачивают свои жизни в планировании своего сохранного будущего, и их жажда к удовлетворению различных потребностей никогда не насыщается.

 

Поделиться: