Поиск


Поющий звук сплавов различных металлов широко использовался для изготовления множества гонгов, найденных в Азии. Открытие, что металлические предметы издают звуки, было сделано по всему миру, и маленькие металлические чаши в виде черепа были известны еще в 1100 г. до н. э. При ударе по «лбу» такой чаши около носовой кости и по «виску» на краю чаши издаются два четких тона интервалом большой терции. Это ни в коем случае не совпадение. В искусстве пения гармоник (то есть при издавании более высокого тона над определенной основной нотой используют разные резонирующие полости головы и тела) было доказано, что сохраняется интервал большой терции. Изготовители чаш в виде черепа еще раньше открыли эту особенность в форме черепа; расстояние между носовой и височной костями образует большую терцию. Такие чаши являются самыми древними предметами, которые можно назвать «поющими чашами».
В VII в. н. э. известный король Сронгтсен (или Сронг Бцан) Гампо женился на двух принцессах, одной из Непала и другой из Китая. Обе женщины были преданными буддистками. Постепенно развились два новых направления: ламаизм, являющийся по существу буддизмом, но подвергшимся влиянию религии Бон, и религия Бон, которая сейчас является чем-то вроде шаманистской ветви буддизма.
Обе ветви тибетского буддизма широко применяют звук в своих ритуалах и медитациях.
Согласно традиции, чаши изготовляются из семи металлов: один металл для каждой из планет:
Золото — Солнце,
Серебро — Луна,
Ртуть — Меркурий,
Медь — Венера ,
Железо — Марс,
Олово — Юпитер,
Свинец — Сатурн.
Все эти металлы издают свой особенный звук, включая гармоники, а вместе эти звуки образуют исключительные поющие звуки чаш. Пропорциональное соотношение различных металлов меняется в каждой чаше, и кажется, что не все чаши сделаны из всех семи металлов. Иногда используется большее количество металлов, иногда меньшее. Говорят, что в настоящей тибетской чаше больше серебра и олова, что придает ей монотонный антрацитовый отблеск, в то время как непальские чаши обладают знакомым золотым блеском.
Надписи, рисунки и другие узоры, которыми иногда украшали чаши, затем выдалбливали на металле. Вероятно, заказчик мог запросить чашу с особым звуком или другими качествами. Предполагалось изготовить несколько чаш, которые звучали более или менее одинаково, но были значительные различия в звуковом балансе и гармониках. Покупатель мог сделать выбор из предложенных чаш, причем все были хорошего качества.

Внешние характеристики
Когда вы сравниваете несколько поющих чаш, поставленных в ряд, становится очевидным, что существует множество разных форм и звуков. Большинство чаш золотого цвета. Они круглые, но соотношение их окружности и глубины различно. Встречаются неглубокие широкие чаши малого или среднего диаметра. Есть круглые и более глубокие. Бывают чаши с малым или широким основанием, а также чаши с абсолютно плоским основанием и низкими прямыми краями. Существуют чаши с подставками, что придает им форму потира.

Обычно они очень маленькие и достаточно редко встречаются. Чаши с так называемым «бутылочным» основанием, вогнутым внутрь чаши, в основном изготовляются в Индии. Они довольно тонкие, издают звук, непохожий на звук чаш, относящихся к гималайским.
Толщина и цвет использованного материала меняется от чаши к чаше. Тонкие чаши сияющего золотого цвета, круглые и маленькие, обычно относятся к японским чашам. Часто они издают чистый звук, похожий на звон колокольчика.

Звук зависит от формы чаши и толщины металла. Цвет не влияет на звук. Встречаются чаши с остатками тусклого черного слоя лака, обычно на внешней стороне. Этот слой намеренно оставлен и не влияет на звук. Но если вы приобретете матовую чашу и отполируете ее, то звук может измениться. Полируя чашу, вы убираете тонкий слой материала, и толщина металла необратимо изменена.
Большинство чаш так или иначе украшены, например, узорами из колец, звезд, точек или листьев. Иногда надписи делались на внешней стороне. Обычно это девангирская письменность, используемая в Непале, и надпись означает имя владельца. Иногда надписи бывают тибетскими, и они также указывают имя владельца или название церемонии, для которой чаша использовалась. Девангирские надписи говорят о том, что чаши были сделаны в Непале и лишь известны как тибетские, потому что беженцы из Тибета, живущие в Непале, зарабатывали себе на жизнь своим традиционным промыслом — торговлей. Они торговали не только товарами, привезенными с собой, но и предметами, найденными в принявшей их стране.
В любом случае возможно, что чаши с девангирскими надписями появились в Непале.
Некоторые украшенные чаши представляют собой «чаши-календари»; например, рисунок может быть лунным или юпитерианским календарем. Точное назначение таких чаш-календарей в настоящее время неизвестно, но возможно, что звук чаши и движение нескольких капель воды в ней обозначали, какие небесные силы были представлены в тот день и какой день самый подходящий для использования чаши: она будет «петь» лучше всего в свой астрологически благоприятный день.
Однако если у вас есть своя поющая чаша, будет трудно, а наверное, и невозможно установить, является ли она чашей-календарем (не говоря уже о составлении прогнозов, основанных на изображенных на чаше знаках) и с какой планетой связан календарь.
Некоторые чаши, особенно с выгравированными узорами из колец, звезд или листьев, могут использоваться как китайские чаши-фонтаны. Когда они наполнены водой до выгравированного кольца и подвергаются воздействию вибрации при ударе или натирании, один или более фонтанов могут подняться над чашей. Если на поверхности воды появляется форма звезды, которая потом поднимается фонтаном в центре чаши, то такую чашу называют чашей-звездой.
Звук есть форма
Звук есть вибрация, а вибрация — музыка в трехмерном пространстве. Когда поверхность подвергается воздействию (тонкий лист стекла или металла или поверхность воды), вибрации распространяются ко всем направлениям одинаково. Так как волны вибрации одинаковым образом производятся, они одинаковы во всех направлениях, по которым расходятся. Когда две или более таких волн сталкиваются, они гасят друг друга. Место, где они встречаются, называются точкой столкновения.
Вибрационйые волны расходятся по всем направлениям — не только по колеблющейся плоскости. Трехмерная форма звука видна в воде. Вода — среда, в которой легко можно вызвать вибрации, и эти вибрации распространяются на большом пространстве. Вы можете вызвать вибрации у чаши, полной воды, натирая ее и ударяя по ее краю; колебания будут распространяться на поверхности во всех направлениях. Если вибрации станут сильнее из- за продолжительного натирания или особого нанесения ударов по чаше, волны встречаются одна с другой таким образом, что они начинают в прямом смысле поднимать одна другую. Частички иногда поднимаются на несколько сантиметров над поверхностью воды. Таким образом могут появиться один или более фонтанчиков из маленьких сверкающих капелек.
Синхронизация и внутренний массаж
Звук создает, и звук согласует.
Существует аспект, который важен для понимания воздействия поющих чаш и причин применения их в терапевтических целях. Этот аспект относится к особенности предметов, совершающих практически одинаковые движения, способных двигаться абсолютно синхронно. Кристиан Гюйгенс, голландский ученый XVII в., отметил, что когда два маятника были поставлены рядом друг с другом, они начинали качаться в одном темпе. Подобным же образом два волновых движения, которые почти, но не полностью одинаковы, меняются и становятся все более похожи, пока не станут абсолютно одинаковы. Это явление получило название «коллективного согласования фаз» или синхронизации. Многие люди отмечают, что их дух затронут, когда они слушают живые звуки поющих чаш. Это чувство слабее, когда звук воспроизводится с помощью записи. Иногда звук вселяет чувство огромного пространства и полного покоя.
Кроме того, ощущение физического благополучия после принятия «звуковой ванны» поющих чаш является не только результатом расслабления.
Мы уже знаем, что вода является идеальным передатчиком вибраций. Ударив по чаше, вы можете почувствовать, что окружающий воздух также начинает вибрировать. Люди, никогда не слышавшие о поющих чашах и не знающие, что такое частота колебаний, также испытывают это, когда подносят руку к поющей чаше.
Мощные вибрации быстро распространяются по нашему телу, которое более чем на 80% состоит из воды, и делают всем нашим клеткам легкий внутренний массаж.


Поющие чаши (так же как гонги и колокола) воссоздают первоначальную гармоничную частоту колебаний и побуждают тело восстановить свою собственную природную частоту, заставляя его вибрировать со своей частотой так, чтобы когда они синхронизируются, тело могло вибрировать самостоятельно. Пробужденное и охваченное вибрациями поющих чаш тело способно настроиться на собственную частоту.
( по книге Евы Руди Янсен «Поющие чаши»)

Поделиться: