Поиск

В 1974 году Билл Моллисон и  Дэвид Холмгрен разработали систему экологически целесообразного сельского хозяйства, которая была основана на многообразии многолетних культур: деревьев, кустарников, травянистых растений, грибов и корнеплодов.

Для этой системы они применил слово «пермакультура». Под этим они понимали систему дизайна, цель которого состояла в организации пространства, занимаемого людьми, на основе экологически целесообразных моделей.

Пермакультура занимается растениями, животными, строениями, а также инфраструктурой (вода, энергия и коммуникации). Тем не менее, пермакультура не связана непосредственно с этими вещами, а скорее ориентирована на создание взаимосвязей между всеми компонентами природы, окружающими человека.

Главная задача здесь состояла в том,чтобы  разрабатывать системы, которые являются целесообразными с экологической точки зрения и одновременно с этим экономически жизнеспособными. Эти системы должны обеспечивать сами себя, не опустошать и не загрязнять окружающую среду и, как следствие этого, оставаться устойчивыми в течение долгого времени.

Пермакультура использует присущие свойства растений и животных, комбинируя их с естественными особенностями рельефа, а также с сооружениями для удовлетворения потребностей людей как в городе, так и в деревне, при использовании минимальной площади.

 

В основе пермакультуры - наблюдение за естественными системами, традиционное сельское хозяйство, а также современные научно-технические знания. Несмотря на то, что пермакультура основана на экологических природных моделях, она создает так называемую «культивированную среду», которая служит для того, чтобы производить большее количество еды для людей.

Философия пермакультуры в полной Гармонии с Природой.Только так можно достичь результата. Гармония с Природой возможна только при условии, что мы откажемся от идеи господства над Природой.Мы не властелины Природы,мы ЧАСТЬ ЕЕ.

Пермакультура — это система, при помощи которой мы можем существовать на Земле, используя относительно безвредную энергию, находящуюся в естественном движении. Мы используем пищевые и естественные ресурсы, которые имеются в большом количестве, принимая в качестве основного условие, что жизни на Земле не наносится ущерб.

Всем традиционным формам сельского хозяйства или же, тем цивилизациям, которые причиняли наименьший вред окружающей среде, была присуща следующая черта: вся энергия, необходимая конкретной системе, вырабатывалась самой системой.

Моллисон и Холмгрен вывели этические принципы пермакультуры.

«Этика — это совокупность моральных убеждений и конкретных поступков, цель которых состоит в том, чтобы обеспечить наше существование на Земле.

В пермакультуре мы принимаем тройную этику, которая включает заботу о Земле, заботу о людях, а также вложение собственного свободного времени, денег и материалов для того, чтобы первые две цели могли быть осуществлены наилучшим образом.

Забота о Земле означает заботу о всех живых и неживых компонентах Природы: почве, растительных видах, атмосфере, лесах, бактериях, животных и воде. Это включает в себя действия, которые бы не приносили вред Природе, восстановительную работу, оправданное и умеренное расходование ресурсов, а также «честный заработок» (работа над созданием полезных и не вредящих окружающей среде систем).

Забота о Земле также включает в себя заботу о людях и подразумевает удовлетворение наших потребностей в еде, крыше над головой, образовании, пристойной работе, а также в человеческом общении.

Забота о людях очень важна; несмотря на то что мы, люди, составляем лишь малую часть Природы, мы оказываем на неё решающее воздействие. Если мы сами сможем обеспечить свои основные потребности, то тогда у нас отпадает необходимость потворствовать собственным неумеренным аппетитам и разрушать Природу.

Третьим компонентом базовой «этики заботы о Земле «является вложение собственного свободного времени, денег и материалов, направленное на достижение вышеперечисленных целей».Этика пермакультуры распространяется на все аспекты экологии, а также экономической и общественной жизни. Сотрудничество, а не соревнование — вот ключ ко всему.

Согласно Моллисону, пути, следуя которым люди на практике могут реализовывать этику заботы  о Земле, могут быть следующими: 

  • Принимать в расчет долговременные последствия своих действий.  Сделайть все возможное для обеспечения стабильности.  
  • По возможности, использовать местные виды или те виды, о которых заранее известно, что они приживутся в данных условиях.  Бездумное использование потенциально агрессивных видов может привести к нарушению баланса в окружающей среде.
  • Возделывать, по возможности, наименьший участок земли.  Разрабатывать малоразмерные, энергоэффективные интенсивные системы вместо больших по размеру  экстенсивных систем, которые потребляют большое количество энергии. 
  • Практиковать разнообразие видов, использовать поликультуры (как противоположность  монокультурам).  Это обеспечивает стабильность и позволяет быть готовым к переменам, как экологическим, так и социальным.
  • Увеличивать разнообразие производимых продуктов; учитывайте общую сумму продуктов, производимых системой,  куда входят однолетние и многолетние растения, зерновые культуры, деревья и животные.  Рассматривайте сэкономленную энергию также в качестве произведенного продукта. 
  • Использовать естественные (солнце, ветер и вода)  и биологические (растения и животные) системы, для того чтобы сохранять и производить энергию. 
  • Возрождать практику производства продуктов питания в городах, как это традиционно было всегда в тех цивилизациях, которые существовали, не принося вред окружающей среде.
  • Помогать людям в обретении независимости и способствуйте развитию групповой ответственности.
  • Сажать деревья и восстанавливать плодородие почвы.
  • Использовать все на оптимальном уровне и утилизировать отходы.
  • Искать пути решения проблем, а не сами проблемы.
  • Работать там, где это имеет смысл (сажайте дерево там, где оно приживется, помогайте тем людям, которые действительно хотят чему-нибудь научиться).

Поделиться: